Сюита пейзажей
1. Родник
И первую – тем, кто толпится у входа,
 из внутренних глаз улыбаясь тебе,
 и пьет, и не выпьет влюбленную воду,
 целебную воду любви о себе.
И свет троеручный жаленья и славы
 и боли, полюбленной до конца,
 стоит над тобой, и лучатся суставы
 круглится ладонь, накрывая птенца.
И хочется мне измененную чашу
 тебе поднести, баснословный фиал,
 звучащий, как сердце промытое наше,
 чтоб Моцарт Горация перепевал.
2. Поляна
Здесь было поместье, и липы вели
 туда, где Эрасты читали Фобласов,
 а ратное дело стояло вдали.
 Как мелкие розы, аккорды цвели
 и чудно дичали Расиновы фразы.
Виньетка в стране, где не рос виноград!
 Но все же когда-нибудь это умели,
 когда соловей задохнулся, как брат,
 обрушивши в пруд неухоженный сад,
 над Лизой, над лучшей из здешних Офелий.
3. В кустах
– Ведь и я, –
 это выйдет из слуха, из леса сухого,
 – жила я когда-то.
 Дурочкой здешней была я, к работе негодной,
 и только что воду носила в родительский дом
 по ступеням богатым.
Так и жила я и воду чужую носила, а можно ли пить,
 не спросила.
 Старая женщина с сердцем тяжелым, как капля на ягоде,
 вдруг надо мной наклонилась:
 – Пора, говорит, собирайся.
 И повезли,
 и колеса стучали по бревнам горбатым.
Плакало, капало, в доме скрипело, но мы-то уже не слыхали:
 мы медленно, медленно траву лечебную из темноты выбирали:
 буквицу, донник, поменник…
4. Ивы
Серебряных, белых, зеленых, седых,
 то выдохнувших, то вобравших дыханье,
 но круглых и круглых над ходом воды,
 над бегом и холодом и задыханьем!
Другим и велят темноту приподнять,
 но их никогда не попросят об этом –
 всегдашних хранительниц хмурого дня,
 кормилиц ненастного сильного света.
5. Холмы
Когда победитель, не веря себе,
 черту переходит и смотрит снаружи,
 он видит, что там еще дело в борьбе,
 и бич состязания ýже и ýже.
Там скачки в честь вечного дня Ильина,
 в честь внутренних гроз, образующих почву,
 зажмурив глаза и разжав стремена,
 роняя с повозки небесную почту.
И внутренний к нам выбегает народ
 и сыплет цветами изорванных денег
 оттуда, где сёла, где мальчик идет,
 рассеянно свищет и хлещет репейник,
где тысяча сот коробов высоты,
 и хлещет надежда, и ломит запястье,
 и падает дух, и роняет цветы,
 сраженный обширностью замысла счастья.
6. Высокий луг
На медленном зное подруга лугов
 и света подруга на медленном зное
 лежит – и уходит лицо глубоко
 в повисшее зеркало передвижное.
Пространство похоже на мысли больных:
 оно за последние двери ни шагу:
 – Я встану, я встану с цветов луговых,
 но ты расскажи мне, куда же я лягу…
И сердцебиенье нагнется над ней,
 головокруженье поклонится в ноги:
 ты лежа летишь, ты летишь на спине,
 летишь, как убогий на общем пороге.
7. Деревня
Как если ребенок тому, что живет,
 захочет найти инструмент многоствольный,
 и клавиши гладит, и просит, и бьет –
 но всё не похоже; и вот, недовольный,
 он крышку захлопнет и сам запоет, –
 так эти дома выступают невольно
 из темных деревьев, и ночь настает.
Они, как лампады, висят на холме.
 Их, кажется, семь. Но безмерно спокоен
 их счет и себя умножает в уме.
 А тот, кто снаружи, считать недостоин.
Они безымянны, как имя одно.
 В них мертвые входят, когда их попросят,
 и воют собаки, но это выносят,
 и видят луну, как большое окно.
Откуда посмотрят и сниться придут,
 и масла в висячие чаши нальют.
8. Вещая птица
А там, далеко, где бормочет вода
 нерусскую речь, и глаза человека
 ни зги не увидят, и, рухнув туда,
 глухим и немым возвращается эхо,
там вещая полночь по зарослям ищет,
 и черный манок вынимает, и свищет –
и птица летит, выбираясь с трудом,
 как будто ища позабытые двери.
 Себя ли ей хочется бросить, как дом
 свои времена обогнавшей потери?
Но, чтоб ей не сбиться, за нею идут
 и черный фонарь перед нею несут.
– О Господи, Господи, тело мое
 давно уже стало подобием щели,
 в которую смотрят на дело свое
 те силы, какие меня разглядели, –
и вот, поднимаясь и падая в нем,
 я переполняю летающий дом!
9. Лесная дорога
И пахнут цветы тяжелей, чем всегда.
 И, приоткрывая запретную створку,
 лесная дорога уходит туда –
 к жилищам невидимых, к птичьему Орку,
где речка поет с неразомкнутым ртом
 про прошлую жизнь без названья и цели
 и грешные души вздыхают о том,
 что варят для нас приворотное зелье.
И столько пропавшей и тайной любви
 замешено здесь на подпочвенной влаге,
 что это, как кровь, отзовется в крови,
 дорогу покажет и крикнет в овраге.
10. Овраг
И так уже страшно – и всё же туда,
 немного помедлив, как жидкость в воронке,
 опушек и просек цветная вода
 сбегает, и гибнет, и ходит по кромке.
Там ягода яда глядит из куста
 и просится в губы, и всех зазывает
 в родильную тьму, где зачатье конца
 сама высота по канве вышивает.
11. Небо ночью
И это преддверье Плеяд и Гиад,
 цветной красоты, распростившейся с цветом.
 По узкому ходу мы входим назад –
 в иголку, трудящуюся над предметом.
Ныряя в глубокую ткань и потом
 сверкая над ней острием безупречным –
 над черным шитьем, говорящим о том,
 что нет никого, кто звездой не отмечен.
12. Сад
– И дом поджигают, а мы не горим.
 И чашу расколют – а воздух сдвигает
 и свет зажигает, где мрак несветим.
 Одежду отнимут – а мы говорим,
 и быстро за нами писцы поспевают.
И перья скрипят, и никто не устал
 писать и описывать ту же победу,
 и вишни дрожит золотой Гулистан,
 и тополь стоит, как латыни стакан,
 и яблоня-мать, молодая Ригведа.

