Богатырская сказка[1]
Le monde est vieux, dit on: je
 le crois; cependant
 Il le faul arnuser encore comme
 un enfant.
 La Fontaine[2]
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
He хочу с поэтом Греции
 звучным гласом Каллиопиным
 петь вражды Агамемноновой
 с храбрым правнуком Юпитера;
 или, следуя Виргилию,
 плыть от Трои разоренныя
 с хитрым сыном Афродитиным
 к злачным берегам Италии.
 Не желаю в мифологии
 черпать дивных, странных вымыслов.
 Мы не греки и не римляне;
 мы не верим их преданиям;
 мы не верим, чтобы бог Сатурн
 мог любезного родителя
 превратить в урода жалкого;
 чтобы Леды были — курицы
 и несли весною яйца;
 чтобы Поллуксы с Еленами
 родились от белых лебедей.
 Нам другие сказки надобны;
 мы другие сказки слышали
 от своих покойных мамушек.
 Я намерен слогом древности
 рассказать теперь одну из них
 вам, любезные читатели,
 если вы в часы свободные
 удовольствие находите
 в русских баснях, в русских повестях,
 в смеси былей с небылицами,
 в сих игрушках мирной праздности,
 в сих мечтах воображения.
 Ах! не всё нам горькой истиной
 мучить томные сердца свои!
 ах! не всё нам реки слезные
 лить о бедствиях существенных!
 На минуту позабудемся
 в чародействе красных вымыслов!
Не хочу я на Парнас идти;
 нет! Парнас гора высокая,
 и дорога к ней не гладкая.
 Я видал, как наши витязи,
 наши стихо рифмо детели,
 упиваясь одопением,
 лезут на вершину Пиндову,
 обступаются и вниз летят,
 не с венцами и не с лаврами,
 но с ушами (ах!) ослиными,
 для позорища насмешникам!
 Нет, любезные читатели!
 я прошу вас не туда с собой.
 Близ моей смиренной хижины,
 на брегу реки прозрачныя,
 роща древняя, дубовая
 нас укроет от лучей дневных.
 Там мой дедушка на старости
 в жаркий полдень отдыхал всегда
 на коленях милой бабушки;
 там висит его пернатый шлем;
 там висит его булатный меч,
 коим он врагов отечества
 за гордыню их наказывал
 (кровь турецкая и шведская
 и теперь еще видна на нем).
 Там я сяду на брегу реки
 и под тенью древ развесистых
 буду повесть вам рассказывать.
Там вы можете тихохонько,
 если скучно вам покажется,
 раза два зевнув, сомкнуть глаза.
Ты, которая в подсолнечной
 всюду видима и слышима;
 ты, которая, как бог Протей,
 всякий образ на себя берешь,
 всяким голосом умеешь петь,
 удивляешь, забавляешь нас, —
 всё вещаешь, кроме… истины;
 объявляешь с газетирами
 сокровенности политики;
 сочиняешь с стихотворцами
 знатным похвалы прекрасные;
 величаешь Пантомороса*
 славным, беспримерным автором;
 с алхимистом открываешь нам
 тайну камня философского;
 изъясняешь с систематиком
 связь души с телесной сущностью
 и свободы человеческой
 с непременными законами;
 ты, которая с Людмилою
 нежным и дрожащим голосом
 мне сказала: я люблю тебя!
 о богиня света белого —
 Ложь, Неправда, призрак истины!
 будь теперь моей богинею
 и цветами луга русского
 убери героя древности,
 величайшего из витязей,
 чудодея Илью Муромца!
 Я об нем хочу беседовать, —
 об его бессмертных подвигах.
 Ложь! с тобою не учиться мне
 небылицы выдавать за быль.
* То есть обер дурака.
Солнце красное явилося
 на лазури неба чистого
 и лучами злата яркого
 осветило рощу тихую,
 холм зеленый и цветущий дол.
 Улыбнулось всё творение;
 воды с блеском заструилися;
 травки, ночью освеженные,
 и цветочки благовонные
 растворили воздух утренний
 сладким духом, ароматами.
 Все кусточки оживилися,
 и пернатые малюточки,
 конопляночка с малиновкой,
 в нежных песнях славить начали
 день, беспечность и спокойствие.
 Никогда в Российской области
 не бывало утро летнее
 веселее и прекраснее.
Кто ж сим утром наслаждается?
 Кто на статном соловом коне,
 черный щит держа в одной руке,
 а в другой копье булатное,
 едет по лугу, как грозный царь?
 На главе его пернатый шлем
 с золотою, светлой бляхою;
 на бедре его тяжелый меч;
 латы, солнцем освещенные,
 сыплют искры и огнем горят.
 Кто сей витязь, богатырь младой?
 Он подобен маю красному:
 розы алые с лилеями
 расцветают на лице его.
 Он подобен мирту нежному:
 тонок, прям и величав собой.
 Взор его быстрей орлиного
 и светлее ясна месяца.
 Кто сей рыцарь? — Илья Муромец.
 Он проехал дикий темный лес,
 и глазам его является
 поле гладкое, обширное,
 где природою рассыпаны
 в изобилии дары земли.
Витязь Геснера не читывал,
 но, имея сердце нежное,
 любовался красотою дня;
 тихим шагом ехал по лугу
 и в душе своей чувствительной
 жертву утреннюю, чистую,
 приносил царю небесному.
 «Ты, который украшаешь всё,
 русский бог и бог вселенныя!
 Ты, который наделяешь нас
 всеми благами щедрот своих!
 будь всегда моим помощником!
 Я клянуся вечно следовать
 богатырским предписаниям
 и уставам добродетели,
 быть защитником невинности,
 бедных, сирых и несчастных вдов,
 и наказывать мечом своим
 злых тиранов и волшебников,
 устрашающих сердца людей!»
 Так герой наш размышлял в себе
 и, повсюду обращая взор,
 за кустами впереди себя,
 над струями речки быстрыя,
 видит светло голубой шатер,
 видит ставку богатырскую
 с золотою круглой маковкой.
 Он к кусточкам приближается
 и стучит копьем в железный щит;
 но ответу богатырского
 нет на стук его оружия.
Белый конь гуляет по лугу,
 неоседланный, невзнузданный,
 щиплет травку ароматную
 и следы подков серебряных
 оставляет на росе цветов.
 Не выходит витязь к витязю
 поклониться, ознакомиться.
Удивляется наш Муромец;
 смотрит на небо и думает:
 «Солнце выше гор лазоревых,
 а российский богатырь в шатре
 неужель еще покоится?»
 Он пускает на зеленый луг
 своего коня надежного
 и вступает смелой поступью
 в ставку с золотою маковкой.
Для чего природа дивная
 не дала мне дара чудного
 нежной кистию прельщать глаза
 и писать живыми красками
 с Тицианом и Корреджием?
 Ах! тогда бы я представил вам,
 что увидел витязь Муромец
 в ставке с золотою маковкой.
 Вы бы вместе с ним увидели —
 беспримерную красавицу,
 всех любезностей собрание,
 редкость милых женских прелестей;
 вы бы вместе с ним увидели,
 как она приятным, тихим сном
 наслаждалась в голубом шатре,
 разметавшись на цветной траве;
 как ее густые волосы,
 светло русые, волнистые,
 осеняли белизну лица,
 шеи, груди алебастровой
 и, свиваясь, развиваяся,
 упадали на колена к ней;
 как ее рука лилейная,
 где все жилки васильковые
 были с нежностью означены,
 ее голову покоила;
 как одежда снего белая,
 полотняная, тончайшая,
 от дыханья груди полныя
 трепетала тихим трепетом.
 Но не можно в сказке выразить
 и не можно написать пером,
 чем глаза героя нашего
 услаждались на ее челе,
 на ее устах малиновых,
 на ее бровях возвышенных
 и на всем лице красавицы.
 Латы с золотой насечкою,
 шлем с пером заморской жар птицы,
 меч с топазной рукояткою,
 копие с булатным острием,
 щит из стали вороненыя
 и седло с блестящей осыпью
 на траве лежали вкруг ее.
Сердце твердое, геройское
 твердо в битвах и сражениях
 со врагами добродетели —
 твердо в бедствиях, опасностях;
 но нетвердо против женских стрел,
 мягче воску белоярого
 против нежных, милых прелестей.
 Витязь знал красавиц множество
 в беспредельной Русской области,
 но такой еще не видывал.
 Взор его не отвращается
 от румяного лица ее.
 Он боится разбудить ее;
 он досадует, что сердце в нем
 бьется с частым, сильным трепетом;
 он дыхание в груди своей
 останавливать старается,
 чтобы долее красавицу
 беспрепятственно рассматривать.
 Но ему опять желается,
 чтоб красавица очнулась вдруг;
 ему хочется глаза ее —
 верно, светлые, любезные —
 видеть под бровями черными;
 ему хочется внимать ее
 гласу тихому, приятному;
 ему хочется узнать ее
 любопытную историю,
 и откуда, и куда она,
 и зачем, девица красная
 (витязь думал и угадывал,
 что она была девицею),
 ездит по свету геройствовать,
 подвергается опасностям
 жизни трудной, жизни рыцарской,
 не щадя весенних прелестей,
 не бояся жара, холода.
«Руки слабой, тленной женщины
 могут шить сребром и золотом
 в красном и покойном тереме, —
 не мечом и не копьем владеть;
 могут друга, сердцу милого,
 жать с любовью к сердцу нежному, —
 не гигантов на полях разить.
 Если кто из злых волшебников
 в плен возьмет девицу юную,
 ах! чего злодей бесчувственный
 с нею в ярости не сделает?» —
 Так Илья с собой беседует
 и взирает на прекрасную.
Время быстрою стрелой летит;
 час проходит за минутами,
 и за утром полдень следует —
 незнакомка спит глубоким сном.
Солнце к западу склоняется,
 и с эфирною прохладою
 вечер сходит с неба ясного
 на луга и поле чистое —
 незнакомка спит глубоким сном.
 Ночь на облаке спускается
 и густыя тьмы покровами
 одевает землю тихую;
 слышно ручейков журчание,
 слышно эхо отдаленное,
 и в кусточках соловей поет —
 незнакомка спит глубоким сном.
Тщетно витязь дожидается,
 чтобы грудь ее высокая
 вздохом нежным всколебалася;
 чтоб она рукою белою
 хотя раз тихонько тронулась
 и открыла очи ясные!
 Незнакомка спит по прежнему.
Он садится в голубом шатре
 и, взирая на прекрасную,
 видит в самой темноте ночной
 красоту ее небесную,
 видит — в тронутой душе своей
 и в своем воображении;
 чувствует ее дыхание
 и не мыслит успокоиться
 в час глубокия полуночи.
Ночь проходит, наступает день;
 день проходит, наступает ночь —
 незнакомка спит по прежнему.
Рыцарь наш сидит как вкопанный;
 забывает пищу, нужный сон.
 Всякий час, минуту каждую
 он находит нечто новое
 в милых прелестях красавицы,
 и — недели целой нет в году!
Здесь, любезные читатели,
 должно будет изъясниться нам,
 уничтожить возражения
 строгих, бледнолицых критиков:
 «Как Илья, хотя и Муромец,
 хоть и витязь Руси древния,
 мог сидеть неделю целую,
 не вставая, на одном месте;
 мог ни маковыя росинки
 в рот не брать, дремы не чувствовать?»
 Вы слыхали, как монах святой,
 наслаждаясь дивным пением
 райской пестрой конопляночки,
 мог без пищи и без сна пробыть
 не неделю, но столетие.
 Разве прелести красавицы
 не имеют чародействия
 райской пестрой конопляночки?
 О друзья мои любезные!
 если б знали вы, что женщины
 могут делать с нами, бедными!..
 Ах! спросите стариков седых;
 ах! спросите самого меня…
 и, краснея, вам признаюся,
 что волшебный вид прелестницы —
 не хочу теперь назвать ее! —
 был мне пищею небесною,
 олимпийскою амброзией;
 что я рад был целый век не спать,
 лишь бы видеть мог жестокую!..
 Но боюся говорить об ней,
 и к герою возвращаюся.
«Что за чудо! — рыцарь думает, —
 я слыхал о богатырском сне;
 иногда он продолжается
 три дни с часом, но не более;
 а красавица любезная…»
 Тут он видит муху черную
 на ее устах малиновых;
 забывает рассуждения
 и рукою богатырскою
 гонит злого насекомого;
 машет пальцем указательным
 (где сиял большой златой перстень
 с талисманом Велеславиным) —
 машет, тихо прикасается
 к алым розам белолицыя —
 и красавица любезная
 растворяет очи ясные!
Кто опишет милый взор ее,
 кто улыбку пробуждения,
 ту любезность несказанную,
 с коей, встав, она приветствует
 незнакомого ей рыцаря?
 «Долго б спать мне непрерывным сном,
 юный рыцарь! (говорит она)
 если б ты не разбудил меня.
 Сон мой был очарованием
 злого, хитрого волшебника,
 Черномора ненавистника.
 Вижу перстень на руке твоей,
 перстень добрыя волшебницы,
 Велеславы благодетельной:
 он своею тайной силою,
 прикоснувшись к моему лицу,
 уничтожил заклинание
 Черномора ненавистника».
 Витязь снял с себя пернатый шлем:
 чернобархатные волосы
 по плечам его рассыпались.
 Как заря алеет на небе,
 разливаясь в море розовом
 пред восходом солнца красного,
 так румянец на щеках его
 разливался в алом пламени.
 Как роса сияет на поле,
 осребренная светилом дня,
 так сердечная чувствительность
 в масле глаз его светилася.
 Стоя с видом милой скромности
 пред любезной незнакомкою,
 тихим и дрожащим голосом
 он красавице ответствует:
 «Дар волшебницы любезныя
 мил и дорог моему сердцу;
 я ему обязан счастием
 видеть ясный свет очей твоих».
Взором нежным, выразительным
 он сказал гораздо более.
Тут красавица приметила,
 что одежда полотняная
 не темница для красот ее;
 что любезный рыцарь юноша;
 догадаться мог легохонько,
 где под нею что таилося…
 Так седый туман, волнуяся
 над долиною зеленою,
 не совсем скрывает холмики,
 посреди ее цветущие;
 глаз внимательного странника
 сквозь волнение туманное
 видит их вершинки круглые.
Незнакомка взор потупила —
 закраснелася, как маков цвет,
 и взялась рукою белою
 за доспехи богатырские.
 Рыцарь понял, что красавице
 без свидетелей желается
 нарядиться юным витязем.
 Он из ставки вышел бережно,
 посмотрел на небо синее,
 прислонился к вязу гибкому,
 бросил шлем пернатый на землю
 и рукою подпер голову.
 Что он думал, мы не скажем вдруг;
 но в глазах его задумчивость
 точно так изображалася,
 как в ручье густое облако;
 томный вздох из сердца вылетел.
 Конь его, товарищ верный друг,
 видя рыцаря, бежит к нему;
 ржет и прыгает вокруг Ильи,
 поднимая гриву белую,
 извивая хвост изгибистый.
 Но герой наш нечувствителен
 к ласкам, к радости товарища,
 своего коня надежного;
 он стоит, молчит и думает.
 Долго ль, долго ль думать Муромцу?
 Нет, не долго: раскрываются
 полы светло голубой ставки,
 и глазам его является
 незнакомка в виде рыцаря.
 Шлем пернатый развевается
 над ее челом возвышенным.
Героиня подпирается
 копием с булатным острием;
 меч блистает на бедре ее.
В ту минуту солнце красное
 воссияло ярче прежнего,
 и лучи его с любовию
 пролилися на красавицу.
С кроткой, нежною улыбкою
 смотрит милая на витязя
 и движеньем глаз лазоревых
 говорит ему: «Мы можем сесть
 на траве благоухающей,
 под сенистыми кусточками».
 Рыцарь скоро приближается
 и садится с героинею
 на траве благоухающей,
 под сенистыми кусточками.
 Две минуты продолжается
 их глубокое молчание;
 в третью чудо совершается…
(Продолжение впредь)
[1]Вот начало безделки, которая занимала нынешним летом уединенные часы мои. Продолжение остается до другого времени; конца еще нет, — может быть, и не будет. В рассуждении меры скажу, что она совершенно русская. Почти все наши старинные песни сочинены такими стихами.
 [2]Говорят, что мир стар; я этому верю; и все же его приходится развлекать, как ребенка. Лафонтен.

