Ах, иначе в былые года
 Колдовала земля с небесами,
 Дива дивные зрелись тогда,
 Чуда чудные деялись сами…
Позабыв Золотую Орду,
 Пестрый грохот равнины китайской,
 Змей крылатый в пустынном саду
 Часто прятался полночью майской.
Только девушки видеть луну
 Выходили походкою статной,-
 Он подхватывал быстро одну,
 И взмывал, и стремился обратно.
Как сверкал, как слепил и горел
 Медный панцирь под хищной луною,
 Как серебряным звоном летел
 Мерный клекот над Русью лесною:
«Я красавиц таких, лебедей
 С белизною такою молочной,
 Не встречал никогда и нигде,
 Ни в заморской стране, ни в восточной.
Но еще ни одна не была
 Во дворце моем пышном, в Лагоре:
 Умирают в пути, и тела
 Я бросаю в Каспийское море.
Спать на дне, средь чудовищ морских,
 Почему им, безумным, дороже,
 Чем в могучих объятьях моих
 На торжественном княжеском ложе?
И порой мне завидна судьба
 Парня с белой пастушеской дудкой
 На лугу, где девичья гурьба
 Так довольна его прибауткой».
Эти крики заслышав, Вольга
 Выходил и поглядывал хмуро,
 Надевал тетиву на рога
 Беловежского старого тура.
Анализ стихотворения «Змей» Гумилева
В разгар Первой Мировой войны Николай Степанович Гумилев создает сказание «Змей». Созданное в кризис акмеизма, это стихотворение тяготеет к устному народному творчеству.
Стихотворение написано в 1915 году. Его автору 29 лет, он вернулся с фронта Первой Мировой войны с первой наградой, провел с семьей краткую передышку перед повторной отправкой на позиции. Именно в этот момент, зимой, он пишет экзотического «Змея».
По жанру — баллада, по размеру — трехстопный анапест с перекрестной рифмой (только одна — закрытая: горел-летел), 9 строф. По композиции — экскурс в историю, переходящий в монолог крылатого змея. Заслышав его, появляется богатырь Вольга с луком в руках.
Произведение начинается со вздоха сожаления: ах. Поэт переносит читателя во времена язычества, где было не счесть всяких диковин. Древний змей, помнивший еще Золотую Орду, обитавший в Китае, перебрался в «лесную Русь». Национальный колорит передан с помощью сказочной тавтологии: дива дивные, чуда чудные. Поэт рисует его нахальство и ощущение полной безнаказанности: сверкал, слепил медный панцирь; летел серебряным звоном клекот. Между прочим, луна, кажется, тоже на стороне злодея, недаром же она «хищная».
Мотив слабости змея к женской красоте, похищения девушек распространен в мировом фольклоре. В русских источниках встречается и Змей Горыныч, и огненный змей, оборачивающийся мужем или женихом. Известно, что святой Георгий Победоносец одолел похожего змея, позарившегося на царскую дочь, в Бейруте. Змей настолько собою гордится, что искренне недоумевает: спать на дне почему им дороже? Он удивлен, что девушки предпочитают умереть, чем жить с ним в его дворце в Лагоре (Лахор — город в нынешнем Пакистане). Морские животные кажутся ему «чудовищами», тогда как настоящее чудовище — он сам и есть. Змей засматривается на смеющуюся молодежь на лугу.
Былинный Вольга известен своим походом на Индийское царство, которое он успешно завоевал. Поэтому появление его в последней строфе — недвусмысленный намек, что бесчинствам змея из Индии скоро придет конец. Тем более, богатырь, завидев чудовище, сразу взялся за сооружение лука и тетивы для него. Не сулит добра зверю и хмурый взгляд Вольги. Фольклорные эпитеты: былые года, змей крылатый, походка статная. Сравнение: красавиц таких, лебедей.
В своем творчестве Н. Гумилев неоднократно обращался к мировому фольклору. Баллада «Змей» — эксперимент поэта с формой и содержанием, зарисовка из древних времен.


 (11 оценок, среднее: 4,64 из 5)
 (11 оценок, среднее: 4,64 из 5)
Одно из самых прекрасных и мной любимых стихотворений…