Меж тем, как Франция, среди рукоплесканий
 И кликов радостных, встречает хладный прах
 Погибшего давно среди немых страданий
 В изгнанье мрачном и в цепях;
 Меж тем, как мир услужливой хвалою
 Венчает позднего раскаянья порыв
 И вздорная толпа, довольная собою,
 Гордится, прошлое забыв, –
 Негодованию и чувству дав свободу,
 Поняв тщеславие сих праздничных забот,
 Мне хочется сказать великому народу:
 Ты жалкий и пустой народ![1]
 Ты жалок потому, что вера, слава, гений,
 Всё, всё великое, священное земли,
 С насмешкой глупою ребяческих сомнений
 Тобой растоптано в пыли.
 Из славы сделал ты игрушку лицемерья,
 Из вольности – орудье палача,[2]
 И все заветные отцовские поверья
 Ты им рубил, рубил сплеча, –
 Ты погибал… И он явился, с строгим взором,
 Отмеченный божественным перстом,
 И признан за вождя всеобщим приговором,
 И ваша жизнь слилася в нем, –
 И вы окрепли вновь в тени его державы,
 И мир трепещущий в безмолвии взирал
 На ризу чудную могущества и славы,
 Которой вас он одевал.
 Один, – он был везде, холодный, неизменный,
 Отец седых дружин, любимый сын молвы,
 В степях египетских, у стен покорной Вены,
 В снегах пылающей Москвы.[3]
 А вы, что делали, скажите, в это время,
 Когда в полях чужих он гордо погибал?
 Вы потрясали власть избранную, как бремя,
 Точили в темноте кинжал![4]
 Среди последних битв, отчаянных усилий,
 В испуге не поняв позора своего,
 Как женщина, ему вы изменили,
 И, как рабы, вы предали его!
 Лишенный прав и места гражданина,[5]
 Разбитый свой венец он снял и бросил сам,
 И вам оставил он в залог родного сына –
 Вы сына выдали врагам!
 Тогда, отяготив позорными цепями,
 Героя увезли от плачущих дружин,
 И на чужой скале, за синими морями,
 Забытый, он угас один –
 Один, замучен мщением бесплодным,
 Безмолвною и гордою тоской,
 И, как простой солдат, в плаще своем походном
 Зарыт наемною рукой…
 *
 Но годы протекли, и ветреное племя
 Кричит: «Подайте нам священный этот прах!
 Он наш; его теперь, великой жатвы семя,
 Зароем мы в спасенных им стенах!»
 И возвратился он на родину; безумно,
 Как прежде, вкруг него теснятся и бегут
 И в пышный гроб, среди столицы шумной,
 Остатки тленные кладут.
 Желанье позднее увенчано успехом!
 И краткий свой восторг сменив уже другим,
 Гуляя, топчет их с самодовольным смехом
 Толпа, дрожавшая пред ним.
 *
 И грустно мне, когда подумаю, что ныне
 Нарушена святая тишина
 Вокруг того, кто ждал в своей пустыне
 Так жадно, столько лет – спокойствия и сна!
 И если дух вождя примчится на свиданье
 С гробницей новою, где прах его лежит,
 Какое в нем негодованье
 При этом виде закипит!
 Как будет он жалеть, печалию томимый,
 О знойном острове, под небом дальних стран,
 Где сторожил его, как он непобедимый,
 Как он великий, океан![6]
[1]«Ты жалкий и пустой народ!» – эта резкая характеристика французского обывателя опирается на формулу из пушкинской статьи «Последний из свойственников Иоанны д’Арк»: «Жалкий век! Жалкий народ!».
[2]В стихе «Из вольности – орудье палача» и следующих речь идет о якобинской диктатуре эпохи Великой французской революции. Лермонтов, как и Пушкин, отрицательно относился к «мрачной буре» якобинского террора (ср. элегию Пушкина «Андрей Шенье»). Наполеона Лермонтов считал спасителем свободы, завоеванной на первом этапе революции.
[3]Имеются в виду военные походы Наполеона в Египет (Египетская экспедиция 1798–1891 гг.), Австрию (разгром Австрии завершился Венским миром 1809 г.) и Россию (1812 г.), где пожар Москвы знаменовал закат военной славы Бонапарта.
[4]Возвращение разгромленной армии Наполеона из России сопровождалось общественным возмущением во Франции, ростом политической оппозиции и демонстрацией недоверия Наполеону.
[5]В стихе «Лишенный прав и места гражданина» и следующих Лермонтов точно излагает последовательность событий: 31 марта 1814 г. союзники вступили в Париж, 6 апреля Наполеон отрекся от престола, сохранив, однако, титул императора и получив во владение остров Эльбу. После неудачной попытки восстановить свою власть 22 июня 1815 г. последовало окончательное отречение в пользу сына; Наполеон был сослан на остров Св. Елены, где через несколько лет скончался, а его сын вывезен в Австрию.
[6]Последнее новоселье. Впервые опубликовано в 1841 г. в «Отечественных записках» (т. 16, № 5, отд. III, с. 1–2).


 (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
 (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)