О мертвых мы поговорим потом.
 Смерть на войне обычна и сурова.
 И все-таки мы воздух ловим ртом
 При гибели товарищей. Ни слова
Не говорим. Не поднимая глаз,
 В сырой земле выкапываем яму.
 Мир груб и прост. Сердца сгорели. В нас
 Остался только пепел, да упрямо
Обветренные скулы сведены.
 Тристапятидесятый день войны.
Еще рассвет по листьям не дрожал,
 И для острастки били пулеметы…
 Вот это место. Здесь он умирал —
 Товарищ мой из пулеметной роты.
Тут бесполезно было звать врачей,
 Не дотянул бы он и до рассвета.
 Он не нуждался в помощи ничьей.
 Он умирал. И, понимая это,
Смотрел на нас и молча ждал конца,
 И как-то улыбался неумело.
 Загар сначала отошел с лица,
 Потом оно, темнея, каменело.
Ну, стой и жди. Застынь. Оцепеней
 Запри все чувства сразу на защелку.
 Вот тут и появился соловей,
 Несмело и томительно защелкал.
Потом сильней, входя в горячий пыл,
 Как будто сразу вырвавшись из плена,
 Как будто сразу обо всем забыл,
 Высвистывая тонкие колена.
Мир раскрывался. Набухал росой.
 Как будто бы еще едва означась,
 Здесь рядом с нами возникал другой
 В каком-то новом сочетанье качеств.
Как время, по траншеям тек песок.
 К воде тянулись корни у обрыва,
 И ландыш, приподнявшись на носок,
 Заглядывал в воронку от разрыва.
Еще минута — задымит сирень
 Клубами фиолетового дыма.
 Она пришла обескуражить день.
 Она везде. Она непроходима.
Еще мгновенье — перекосит рот
 От сердце раздирающего крика.
 Но успокойся, посмотри: цветет,
 Цветет на минном поле земляника!
Лесная яблонь осыпает цвет,
 Пропитан воздух ландышем и мятой…
 А соловей свистит. Ему в ответ
 Еще — второй, еще — четвертый, пятый.
Звенят стрижи. Малиновки поют.
 И где-то возле, где-то рядом, рядом
 Раскидан настороженный уют
 Тяжелым громыхающим снарядом.
А мир гремит на сотни верст окрест,
 Как будто смерти не бывало места,
 Шумит неумолкающий оркестр,
 И нет преград для этого оркестра.
Весь этот лес листом и корнем каждым,
 Ни капли не сочувствуя беде,
 С невероятной, яростною жаждой
 Тянулся к солнцу, к жизни и к воде.
Да, это жизнь. Ее живые звенья,
 Ее крутой, бурлящий водоем.
 Мы, кажется, забыли на мгновенье
 О друге умирающем своем.
Горячий луч последнего рассвета
 Едва коснулся острого лица.
 Он умирал. И, понимая это,
 Смотрел на нас и молча ждал конца.
Нелепа смерть. Она глупа. Тем боле
 Когда он, руки разбросав свои,
 Сказал: «Ребята, напишите Поле —
 У нас сегодня пели соловьи».
И сразу канул в омут тишины
 Тристяпятидесятый день войны.
Он не дожил, не долюбил, не допил,
 Не доучился, книг не дочитал.
 Я был с ним рядом. Я в одном окопе,
 Как он о Поле, о тебе мечтал.
И, может быть, в песке, в размытой глине,
 Захлебываясь в собственной крови,
 Скажу: «Ребята, дайте знать Ирине —
 У нас сегодня пели соловьи».
И полетит письмо из этих мест
 Туда, в Москву, на Зубовский проезд.
Пусть даже так. Потом просохнут слезы,
 И не со мной, так с кем-нибудь вдвоем
 У той поджигородовской березы
 Ты всмотришься в зеленый водоем.
Пусть даже так. Потом родятся дети
 Для подвигов, для песен, для любви.
 Пусть их разбудят рано на рассвете
 Томительные наши соловьи.
Пусть им навстречу солнце зноем брызнет
 И облака потянутся гуртом.
 Я славлю смерть во имя нашей жизни.
 О мертвых мы поговорим потом.
Анализ стихотворения «Соловьи» Дудина
Пронзительное произведение «Соловьи» Михаила Александровича Дудина – бессмертная классика фронтовой поэзии.
Стихотворение написано в 1942 году. Поэту исполнилось 26 лет, он – солдат еще Финской кампании. Вскоре после начала Великой Отечественной войны он еще и фронтовой корреспондент. Два сборника стихов по горячим следам остались от тех памятных лет. В жанровом отношении – военная лирика, рифмовка парная и перекрестная, 26 строф. Композиция кольцевая – начальная строка становится и заключительной. Написать стихи к первой годовщине военных действий поэта попросил батальонный комиссар. Причем, дал свободу в выборе жанра, тем самым позволив вылиться исповедальному лирическому высказыванию. М. Дудин в те дни узнал о гибели двух друзей, В. Чухнина и Н. Майорова. Последний был еще и подающим надежды начинающим поэтом. Поэт писал это стихотворение не за столом, а в зарослях орешника, у озера, под пенье соловьев, подстелив под себя шинель. Он чувствовал ответственность перед погибшими товарищами, воспринимал их смерть как завещание прожить достойно эту жизнь. И как свидетель – рассказать, вспомнить, запечатлеть. Стихотворение построено на антитезе, впрочем, к финалу высшей правдой оказывается именно жизнь. Отсюда и рождается парадоксальная строка «Я славлю смерть во имя нашей жизни». Местоимением «мы» автор подчеркивает, что его чувства сможет понять и разделить едва ли не каждый житель страны. Однако не ненависть он считает подлинной движущей силой. Он призывает жить на радость другу, а не назло врагу. И исцеляющая, вечно обновляющаяся природа здесь выступает с ним в союзе. Анжамбеманы, придающие строфам отрывистость и документальность. Восклицание лишь в строке о землянике среди мин. Числительное, где каждый день как целый век: тристапятидесятый день войны. Поэт несколькими деталями создает тонкий психологический рисунок умирания бойца. Свою последнюю минуту он встретил без отчаянья, под пение соловьев, которые, кажется, точно знают, что будущее наступит – и оно будет мирным. Имена, которые наверняка оказались дороги множеству бойцов: Поля, Ирина. Московский адрес – еще одна примета достоверности, жизненности стихотворения. Описываемый автором пейзаж столь же точен в мелочах. Здесь лишь знакомые картины и названья: стрижи, малиновки, ландыш. Куст цветущей сирени становится «непроходимым», в кольцо окружения берет саму смерть и беду. Эпитеты: яростною жаждой, горячий луч. Повторы: цветет. Перечислительные градации. Метафора: канул в омут тишины. Инверсия: родятся дети, просохнут слезы.
Стихи «Соловьи» М. Дудина – страшный контраст человеческой трагедии и жизнеутверждающей мощи природы.


 (14 оценок, среднее: 4,36 из 5)
 (14 оценок, среднее: 4,36 из 5)
Учась в 10-м классе в 1970 г., мой старший брат учил эти стихи наизусть. Я учился на два класса позднее, но эти стихи мне врезались в память с того времени. Я их не учил, но половину, а может и больше, помню наизусть до сих пор. Лучшего в стихах о войне не встречал. Спасибо Поэту и вечная Память!
Когда рассказывала его наизусть в 9 классе — учительница прослезилась!
Я учила в 4 классе и выступала на конкурсе чтецов, заняла первое место)
20 ноября 2016 года российский народ отметит 100 летний юбилей Михаила Александровича ДУДИНА — великого поэта-фронтовика, участника финской и Великой Отечественной войн, переживший от начала и до конца блокаду Ленинграда, автора более 100 книг, литературного переводчика, Героя Труда, выдающего общественного деятеля страны, Человека удивительной доброты и Большого Любвеобильного Сердца, славного сына Ивановской земли, чей военные и гражданские подвиги являются яркими примерами проявления русского патриотизма. Приглашаем всех желающих и поклонников таланта великого поэта посетить наш город Иваново в дни торжественных мероприятий, посвященных юбилею поэта — 19-20 ноября сего года. Будем рады всем и каждому!
Это великое стихотворение