Я подымаюсь по белой дороге,
 Пыльной, звенящей, крутой.
 Не устают мои легкие ноги
 Выситься над высотой.
Слева – крутая спина Аю-Дага,
 Синяя бездна – окрест.
 Я вспоминаю курчавого мага
 Этих лирических мест.
Вижу его на дороге и в гроте…
 Смуглую руку у лба… —
 Точно стеклянная, на повороте
 Продребезжала арба… —
Запах – из детства – какого-то дыма
 Или каких-то племен…
 Очарование прежнего Крыма
 Пушкинских милых времен.
Пушкин! – Ты знал бы по первому слову,
 Кто у тебя на пути!
 И просиял бы, и под руку в гору
 Не предложил мне идти.
Не опираясь на смуглую руку,
 Я говорила б, идя,
 Как глубоко презираю науку
 И отвергаю вождя,
Как я люблю имена и знамена,
 Волосы и голоса,
 Старые вина и старые троны, —
 Каждого встречного пса!
Полуулыбки в ответ на вопросы,
 И молодых королей…
 Как я люблю огонек папиросы
 В бархатной чаще аллей.
Марионеток и звон тамбурина,
 Золото и серебро,
 Неповторимое имя: Марина,
 Байрона и болеро,
Ладанки, карты, флаконы и свечи
 Запах кочевий и шуб,
 Лживые, в душу идущие речи
 Очаровательных губ.
Эти слова: никогда и навеки,
 За колесом – колею…
 Смуглые руки и синие реки,
 – Ах, – Мариулу твою!
Треск барабана – мундир властелина —
 Окна дворцов и карет,
 Рощи в сияющей пасти камина,
 Красные звезды ракет…
Вечное сердце свое и служенье
 Только ему, королю!
 Сердце свое и свое отраженье
 В зеркале… Как я люблю…
Кончено. – Я бы уж не говорила,
 Я посмотрела бы вниз…
 Вы бы молчали, так грустно, так мило
 Тонкий обняв кипарис.
Мы помолчали бы оба – не так ли? —
 Глядя, как где-то у ног,
 В милой какой-нибудь маленькой сакле
 Первый блеснул огонек.
И – потому что от худшей печали
 Шаг – и не больше! – к игре,
 Мы рассмеялись бы и побежали
 За руку вниз по горе.
Анализ стихотворения «Встреча с Пушкиным» Цветаевой
Произведение «Встреча с Пушкиным» Марины Ивановны Цветаевой – фантазия, проникнутая родством душ, призвания и верой в бессмертие творческого начала.
Стихотворение написано осенью 1913 года. Лето молодая семья провела в Коктебеле. В конце августа поэтесса, оставив близких в Крыму, вернулась ненадолго в Москву – и успела в последний раз застать отца живым. На обратном пути, в Ялте, и было создано стихотворение о первом в ее жизни поэте – А. Пушкине. По жанру – посвящение, миф, почти превращенный в эпизод биографии. Рифмовка в стихе перекрестная. Интонация мечтательная, жизнеутверждающая, местами даже шаловливая. Первая строфа – подъем на вершину, прочь от суеты, от этой эпохи. Где же еще можно встретить поэта, да еще в одиночестве. Только в пятой строфе она называет «курчавого мага» по имени. «Этих мест»: общеизвестно, что поэт был в Крыму в 1820 году. Как завзятая визионерка, она описывает видение: «вижу его…» Внешне поэт – словно сошел с портрета. Сплав волшебства и реализма усиливается: вполне себе настоящая арба катит мимо. «Прежнего Крыма»: он все тот же. «Первому взору»: встретившись с нею глазами, он бы ни минуты не сомневался, что перед ним самый настоящий поэт, а не просто девушка или какая-нибудь скучающая графиня. Потому бы и «руку не предложил», к чему условности между друзьями.
Дальше начинается монолог героини, ведь встречи искала именно она, и ей так хочется излить душу. А. Пушкин узнает из ее страстной речи обо всем. Немножко о неприятии прогресса, но, прежде всего, о любви. К миру людей, вещей и абстрактных понятий. Всему, что пробуждает в ней поэта. Чаще всего это не образ целиком, а лишь обаятельный штрих, который нужно додумать: голос, имя (главное из которых, конечно, Марина), полуулыбка. Да и сам А. Пушкин в стихе соткан из тех же деталей: волосы, смуглая рука, смех. «Огонек папиросы»: понятный образ для спутника поэтессы, известного курильщика. Понятный, как и большинство перечисленных ею вещей. «Мариулу твою»: героиню любимой с детства поэмы «Цыганы». Вечным человека делает его сердце. Ответа героине не требуется – им и так хорошо вместе. Между тем, как часто бывает после взрыва эмоций, тень печали ложится на эту пару. Она знает о его судьбе, он вполне мог бы угадать ее. Кстати, он был в Крыму в том же возрасте, в каком находится она. В финале маленькое творческое безумие одерживает верх – и А. Пушкин берет М. Цветаеву за руку, чтобы стремглав сбежать с горы. Так оба словно исчезают из вида. Частица «бы», рассыпанная в стихе, дает понять, что это лишь «игра», несбыточная мечта. Эпитетов много («звенящей дороге», «бархатной чаще», «очаровательных губ»), но «милый» – едва ли не самый частый и эмоциональный. Еще больше перечислений. Аю-Даг – гора. Метафора: «запах племен». Привычные для ее поэзии энергичные тире. Динамика, в том числе, из-за обилия глаголов. Восклицания, вопросы, умолчания.
Стихи «Встреча с Пушкиным» М. Цветаевой – рука дружбы и благодарности, протянутая через столетие.


 (6 оценок, среднее: 4,33 из 5)
 (6 оценок, среднее: 4,33 из 5)