1. Бич жандармов, бог студентов
Бич жандармов, бог студентов,
 Желчь мужей, услада жен —
 Пушкин — в роли монумента?
 Гостя каменного — он,
Скалозубый, нагловзорый
 Пушкин — в роли Командора?
Критик — ноя, нытик — вторя:
 — Где же пушкинское (взрыд)
 Чувство меры? Чувство моря
 Позабыли — о гранит
Бьющегося? Тот, соленый
 Пушкин — в роли лексикона?
Две ноги свои — погреться —
 Вытянувший — и на стол
 Вспрыгнувший при Самодержце —
 Африканский самовол —
Наших прадедов умора —
 Пушкин — в роли гувернера?
Черного не перекрасить
 В белого — неисправим!
 Недурен российский классик,
 Небо Африки — своим
Звавший, невское — проклятым!
 Пушкин — в роли русопята?
К пушкинскому юбилею
 Тоже речь произнесем:
 Всех румяней и смуглее
 До сих пор на свете всем,
Всех живучей и живее!
 Пушкин — в роли мавзолея?
Уши лопнули от вопля:
 — Перед Пушкиным во фрунт!
 А куда девали пекло
 Губ, куда девали — бунт
Пушкинский, уст окаянство?
 Пушкин — в меру пушкиньянца!
Что вы делаете, карлы,
 Этот — голубей олив —
 Самый вольный, самый крайний
 Лоб — навеки заклеймив
Низостию двуединой
 Золота и середины.
Пушкин — тога, Пушкин — схима,
 Пушкин — мера, Пушкин — грань..
 Пушкин, Пушкин, Пушкин — имя
 Благородное — как брань
Площадную — попугаи.
 Пушкин? Очень испугали!
2. Петр и Пушкин
Не флотом, не по́том, не задом
 В заплатах, не Шведом у ног,
 Не ростом — из всякого ряду,
 Не сносом — всего, чему срок,
Не лотом, не бо́том, не пивом
 Немецким сквозь кнастеров дым,
 И даже и не Петро-дивом
 Своим (Петро-делом своим!).
И бо́льшего было бы мало
 (Бог дал, человек не обузь!) —
 Когда б не привёз Ганнибала-
 Арапа на белую Русь.
Сего афричонка в науку
 Взяв, всем россиянам носы
 Утёр и наставил, — от внука —
 то негрского — свет на Руси!
Уж он бы вертлявого — в струнку
 Не стал бы! — «На волю? Изволь!
 Такой же ты камерный юнкер,
 Как я — машкерадный король!»
Поняв, что ни пеной, ни пемзой —
 Той Африки, — царь-грамотей
 Решил бы: «Отныне я́ — цензор
 Твоих африканских страстей».
И дав бы ему по загривку
 Курчавому (стричь-не остричь!):
 «Иди-ка, сынок, на побывку
 В свою африканскую дичь!
Плыви — ни об чём не печалься!
 Чай есть в паруса кому дуть!
 Соскучишься — так ворочайся,
 А нет — хошь и дверь позабудь!
Приказ: ледяные туманы
 Покинув — за пядию пядь
 Обследовать жаркие страны
 И виршами нам описать».
И мимо наставленной свиты,
 Отставленной — прямо на склад,
 Гигант, отпустивши пииту,
 Помчал — по земле или над?
Сей не по снегам смуглолицый
 Российским — снегов Измаил!
 Уж он бы заморскую птицу
 Архивами не заморил!
Сей, не по кровям торопливый
 Славянским, сей тоже — метис!
 Уж ты б у него по архивам
 Отечественным не закис!
Уж он бы с тобою — поладил!
 За непринуждённый поклон
 Разжалованный — Николаем,
 Пожалованный бы — Петром!
Уж он бы жандармского сыска
 Не крыл бы «отечеством чувств»!
 Уж он бы тебе — василиска
 Взгляд! — не замораживал уст.
Уж он бы полтавских не комкал
 Концов, не тупил бы пера.
 За что недостойным потомком —
 Подонком — опёнком Петра
Был сослан в румынскую область,
 Да ею б — пожалован был
 Сим — так ненавидевшим робость
 Мужскую, — что сына убил
Сробевшего. — «Эта мякина —
 Я? — Вот и роди! и расти!»
 Был негр ему истинным сыном,
 Так истинным правнуком — ты
Останешься. Заговор равных.
 И вот не спросясь повитух
 Гигантова крестника правнук
 Петров унаследовал дух.
И шаг, и светлейший из светлых
 Взгляд, коим поныне светла…
 Последний — посмертный — бессмертный
 Подарок России — Петра.
3. (Станок)
Вся его наука —
 Мощь. Светло́ — гляжу:
 Пушкинскую руку
 Жму, а не лижу.
Прадеду — товарка:
 В той же мастерской!
 Каждая помарка —
 Как своей рукой.
Вольному — под стопки?
 Мне, в котле чудес
 Сём — открытой скобки
 Ведающей — вес,
Мнящейся описки —
 Смысл, короче — всё.
 Ибо нету сыска
 Пуще, чем родство!
Пелось как — поётся
 И поныне — та́к.
 Знаем, как «даётся»!
 Над тобой, «пустяк»,
Знаем — как потелось!
 От тебя, мазок,
 Знаю — как хотелось
 В лес — на бал — в возок…
И как — спать хотелось!
 Над цветком любви —
 Знаю, как скрипелось
 Негрскими зубьми!
Перья на востро́ты —
 Знаю, как чинил!
 Пальцы не просохли
 От его чернил!
А зато — меж талых
 Свеч, картёжных сеч —
 Знаю — как стрясалось!
 От зеркал, от плеч
Голых, от бокалов
 Битых на полу —
 Знаю, как бежалось
 К голому столу!
В битву без злодейства:
 Самого́ — с самим!
 — Пушкиным не бейте!
 Ибо бью вас — им!
4. Преодоленье
Преодоленье
 Косности русской —
 Пушкинский гений?
 Пушкинский мускул
На кашалотьей
 Туше судьбы —
 Мускул полёта,
 Бега,
 Борьбы.
С утренней негой
 Бившийся — бодро!
 Ровного бега,
 Долгого хода —
Мускул. Побегов
 Мускул степных,
 Шлюпки, что к брегу
 Тщится сквозь вихрь.
Не онеду́жен
 Русскою кровью —
 О, не верблюжья
 И не воловья
Жила (усердство
 Из-под ремня!) —
 Конского сердца
 Мышца — моя!
Больше балласту —
 Краше осанка!
 Мускул гимнаста
 И арестанта,
Что на канате
 Собственных жил
 Из каземата —
 Соколом взмыл!
Пушкин — с монаршьих
 Рук руководством
 Бившийся так же
 На́смерть — как бьётся
(Мощь — прибывала,
 Сила — росла)
 С мускулом вала
 Мускул весла.
Кто-то, на фуру
 Несший: «Атлета
 Мускулатура,
 А не поэта!»
То — серафима
 Сила — была:
 Несокрушимый
 Мускул — крыла.
5. Потусторонним
Потусторонним
 Залом царей.
 — А непреклонный
 Мраморный сей?
Столь величавый
 В золоте барм.
 — Пушкинской славы
 Жалкий жандарм.
Автора — хаял,
 Рукопись — стриг.
 Польского края —
 Зверский мясник.
Зорче вглядися!
 Не забывай:
 Певцоубийца
 Царь Николай
 Первый.
6. Нет, бил барабан перед смутным полком
Нет, бил барабан перед смутным полком,
 Когда мы вождя хоронили:
 То зубы царёвы над мёртвым певцом
 Почётную дробь выводили.
Такой уж почёт, что ближайшим друзьям —
 Нет места. В изглавьи, в изножьи,
 И справа, и слева — ручищи по швам —
 Жандармские груди и рожи.
Не диво ли — и на тишайшем из лож
 Пребыть поднадзорным мальчишкой?
 На что-то, на что-то, на что-то похож
 Почёт сей, почётно — да слишком!
Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,
 Монарх о поэте печётся!
 Почётно — почётно — почётно — архи-
 Почётно, — почётно — до чёрту!
Кого ж это так — точно воры вора́
 Пристреленного — выносили?
 Изменника? Нет. С проходного двора —
 Умнейшего мужа России.
7. Народоправству, свалившему трон
Народоправству, свалившему трон,
 Не упразднившему — тренья:
 Не поручать палачам похорон
 Жертв, цензорам — погребенья
Пушкиных. В непредуказанный срок,
 В предотвращение смуты.
 Не увозить под (великий!) шумок
 По воровскому маршруту —
Не обрекать на последний мрак,
 Полную глухонемость
 Тела, обкарнанного и так
 Ножницами — в поэмах.
Анализ цикла стихотворений «Стихи к Пушкину» Цветаевой
М. Цветаева была влюблена в русскую литературу, особенно в поэзию. Она зачитывалась стихотворениями русских поэтов. Среди своих современников поэтесса преклонялась перед Блоком, а имя Пушкина считала священным. Великому поэту Цветаева посвятила целый цикл произведений «Стихи к Пушкину».
Самая первая строка задает тон всему циклу: «Бич жандармов, бог студентов». Пушкин для Цветаевой был не просто знаменитым поэтом. Она считала его выдающимся историческим деятелем, оказавшим огромное влияние на все русское общество. С этим трудно не согласиться. Имя Пушкина действительно постоянно находилось в центре общественного внимания. «Бог студентов» своими произведениями огромному количеству молодых людей привил любовь к свободе и справедливости. Что уж говорить о правильно сформированном художественном вкусе. Пушкин стоял у истоков русской классической литературы.
Цветаева представляет поэта в различных образах (монумента, Командора, мавзолея) и отмечает, что Пушкин может легко принять любую роль. Смесь негритянской и русской крови в четвертом поколении привела к рождению уникального человека, который был «всех румяней и смуглее». «Глядевший во все страны» гений все-таки был до глубины души русским человеком, отстаивавшим общечеловеческие ценности.
Поэтесса считает, что главный подарок («последний — посмертный — бессмертный») Петра I России был в том, что царь привез на Русь Ганнибала. В мечтах она представляет себе, что Петр и Пушкин живут в одной эпохе. Под властью царя-реформатора великий поэт смог бы совершить гораздо больше.
Цветаева настолько прониклась духом пушкинской эпохи, что в воображении легко представляла себе Пушкина живым. Растворяясь в его произведениях, поэтесса словно сама испытывала чувства и ощущения великого поэта («знаю — как хотелось», «знаю — как скрипелось», «знаю — как бежалось»).
Особняком стоит мини-цикл из трех стихотворений «Поэт и царь», в котором Цветаева с гневом и жестким сарказмом описывает взаимоотношения Николая I и Пушкина. Она называет царя «жалким жандармом», «зверским мясником», который по своей глупости не смог оценить значения Пушкина и подвергал его произведения цензуре.
Настоящим позором для Николая I Цветаева считает обстоятельства похорон Пушкина, когда великого поэта «точно воры вора» выносили для захоронения.
Один из главных эпитетов, который Цветаева употребляет для выражения своего отношения к Пушкину — «умнейший муж России». В принципе, этим выражением можно озаглавить весь цикл «Стихи к Пушкину».


красивый стих) я под впечатление