1
В небе, ржавее жести,
 Перст столба.
 Встал на назначенном месте,
 Как судьба.
— Без четверти. Исправен?
 — Смерть не ждет.
 Преувеличенно низок
 Шляпы взлет.
В каждой реснице — вызов.
 Рот сведен.
 Преувеличенно низок
 Был поклон.
— Без четверти. Точен?
 Голос лгал.
 Сердце упало: что с ним?
 Мозг: сигнал!
—
Небо дурных предвестий:
 Ржавь и жесть.
 Ждал на обычном месте.
 Время: шесть.
Сей поцелуй без звука:
 Губ столбняк.
 Так государыням руку,
 Мертвым — так…
Мчащийся простолюдин
 Локтем — в бок.
 Преувеличенно нуден
 Взвыл гудок.
Взвыл, как собака взвизгнул,
 Длился, злясь.
 (Преувеличенность жизни
 В смертный час.)
То, что вчера — по пояс,
 Вдруг — до звезд.
 (Преувеличенно, то есть:
 Во весь — рост.)
Мысленно: милый, милый.
 — Час? Седьмой.
 В кинематограф, или? —
 Взрыв: «домой!»
2
Братство таборное, —
 Вот куда вело!
 Громом на голову,
 Саблей наголо!
Всеми ужасами
 Слов, которых ждем,
 Домом рушащимся —
 Слово: дом.
—
Заблудшего баловня
 Вопль: домой!
 Дитя годовалое:
 «Дай» и «мой»!
Мой брат по беспутству,
 Мой зноб и зной,
 Так из дому рвутся,
 Как ты — домой!
—
Конем, рванувшим коновязь —
 Ввысь — и веревка в прах.
 — Но никакого дома ведь!
 — Есть, в десяти шагах:
Дом на горе. — Не выше ли?
 — Дом на верху горы.
 Окно под самой крышею.
 — «Не от одной зари
Горящее?» — Так сызнова
 Жизнь? — простота поэм!
 Дом, это значит: из дому
 В ночь.
 (О, кому повем
Печаль мою, беду мою,
 Жуть, зеленее льда?..)
 — Вы слишком много думали. —
 Задумчивое: — Да.
3
И — набережная. Воды
 Держусь, как толщи плотной.
 Семирамидины сады
 Висячие — так вот вы!
Воды — стальная полоса
 Мертвецкого оттенка —
 Держусь, как нотного листа
 Певица, края стенки —
Слепец… Обратно не отдашь?
 Нет? Наклонюсь — услышишь?
 Всеутолительницы жажд
 Держусь, как края крыши
Лунатик…
 Но не от реки
 Дрожь — рождена наядой!
 Руки держаться, как руки,
 Когда любимый рядом —
И верен…
 Мертвые верны.
 Да, но не всем в каморке…
 Смерть с левой, с правой стороны —
 Ты. Правый бок, как мертвый.
Разительного света сноп.
 Смех, как грошовый бубен.
 «Нам с вами нужно бы…»
 (Озноб.)
 …»Мы мужественны будем?»
4
Тумана белокурого
 Волна — воланом газовым.
 Надышано, накурено,
 А главное — насказано!
 Чем пахнет? Спешкой крайнею,
 Потачкой и грешком:
 Коммерческими тайнами
 И бальным порошком.
Холостяки семейные
 В перстнях, юнцы маститые…
 Нащучено, насмеяно,
 А главное — начитано!
 И крупными, и мелкими,
 И рыльцем, и пушком.
 …Коммерческими сделками
 И бальным порошком.
Серебряной зазубриной
 В окне — звезда мальтийская!
 Наласкано, налюблено,
 А главное — натискано!
 Нащипано…(Вчерашняя
 Снедь — не взыщи: с душком!)
 …Коммерческими шашнями
 И бальным порошком.
Цепь чересчур короткая?
 Зато не сталь, а платина!
 Тройными подбородками
 Тряся, тельцы — телятину
 Жуют. Над шейкой сахарной
 Черт — газовым рожком.
 …Коммерческими крахами
 И неким порошком —
 Бертольда Шварца….
 Даровит
 Был — и заступник людям.
 — На с вами нужно говорить.
 Мы мужественны будем?
5
Движение губ ловлю.
 И знаю — не скажет первым.
 — Не любите? — Нет, люблю.
 — Не любите? — но истерзан,
Но выпит, но изведен.
 (Орлом озирая местность):
 -Помилуйте, это — дом?
 — Дом в сердце моем. — Словесность!
Любовь, это плоть и кровь.
 Цвет, собственной кровью полит.
 Вы думаете — любовь —
 Беседовать через столик?
Часочек — и по домам?
 Как те господа и дамы?
 Любовь, это значит…
 — Храм?
 Дитя, замените шрамом
На шраме! — Под взглядом слуг
 И бражников? (Я, без звука:
 «Любовь, это значит лук
 Натянутый лук: разлука».)
— Любовь, это значит — связь.
 Все врозь у нас: рты и жизни.
 (Просила ж тебя: не сглазь!
 В тот час, сокровенный, ближний,
Тот час на верху горы
 И страсти. memento — паром:
 Любовь — это все дары
 В костер — и всегда задаром!)
Рта раковинная щель
 Бледна. Не усмешка — опись.
 — И прежде всего одна
 Постель.
 — Вы хотели пропасть
Сказать? — Барабанный бой
 Перстов. — Не горами двигать!
 Любовь, это значит…
 — Мой.
 Я вас понимаю. Вывод?
—
перстов барабанный бой
 Растет. (Эшафот и площадь.)
 -Уедем. — А я: умрем,
 Надеялась. Это проще.
Достаточно дешевизн:
 Рифм, рельс, номеров, вокзалов…
 -Любовь, это значит: жизнь.
 — Нет, иначе называлось
У древних…
 — Итак? —
 Лоскут
Платка в кулаке, как рыба.
 — Так едемте? — Ваш маршрут?
 Яд, рельсы, свинец — на выбор!
Смерть — и никаких устройств!
 — Жизнь! — полководец римский,
 Орлом озирая войск
 Остаток.
 — Тогда простимся.
6
— Я этого не хотел.
 Не этого. (Молча: слушай!
 Хотеть, это дело тел,
 А мы друг для друга — души
Отныне…) — И не сказал.
 (Да, в час, когда поезд подан,
 Вы женщинам, как бокал,
 Печальную честь ухода
Вручаете…) — Может, бред?
 Ослышался? (Лжец учтивый,
 Любовнице, как букет
 Кровавую честь разрыва
Вручающий…) — Внятно: слог
 За слогом, итак — простимся,
 Сказали вы? (Как платок
 В час сладостного бесчинства
Уроненный…) — Битвы сей
 Вы цезарь. (О, выпад наглый!
 Противнику — как трофей,
 Им отданную же шпагу
Вручать!) — Продолжает. (Звон
 В ушах…) — Преклоняюсь дважды:
 Впервые опережен
 В разрыве. — Вы это каждой?
Не опровергайте! Месть,
 Достойная Ловеласа.
 Жест, делающий вам честь,
 А мне разводящий мясо
От кости. — Смешок. Сквозь смех —
 Смерть. Жест (Никаких хотений
 Хотеть — это дело тех,
 А мы друг для друга — тени
Отныне…) Последний гвоздь
 Вбит. Винт, ибо гроб свинцовый.
 — Последнейшая из просьб.
 — Прошу. — Никогда ни слова
О нас…никому из …ну…
 Последующих. (С носилок
 Так раненые — в весну!)
 — О том же и вас просила б.
Колечко на память дать?
 — Нет. — Взгляд, широко разверстый
 Отсутствует. (Как печать
 На сердце твое, как пестень
На руку твою…Без сцен!
 Съем.) Вкрадчивое и тише:
 — Но книгу тебе? — Как всем?
 — Нет, вовсе их не пишите.
Книг…
—
Значит, не надо.
 Значит, не надо.
 Плакать не надо.
В наших бродячих
 Братствах рыбачьих
 Пляшут — не плачут.
Пьют, а не плачут.
 Кровью горячей
 Платят — не плачут.
Жемчуг в стакане
 Плавят — и миром
 Правят — не плачут.
— Так я ухожу? — Насквозь
 Гляжу. Арлекин, за верность,
 Пьеретте своей — как кость
 Презреннейшее из первенств
Бросающий: честь конца,
 Жест занавеса. Реченье
 Последнее. Дюйм свинца
 В грудь: лучше бы, горячей бы
И — чище бы…
 Зубы
 Втиснула в губы.
 Плакать не буду.
Самую крепость —
 В самую мякоть.
 Только не плакать.
В братствах бродячих
 Мрут, а не плачут.
 Жгут, а не плачут.
В пепел и в песнях
 Мертвого прячут
 В братствах бродячих.
— Так первая? Первый ход?
 Как в шахматы, значит? Впрочем,
 Ведь даже н аэшафот
 Нас первыми просят…
 — Срочно
Прошу, не глядите! — Взгляд —
 (Вот-вот уже хлынут градом! —
 Ну как их загнать назад
 В глаза?!) — Говорю, не надо
Глядеть!!!
Внятно и громко,
 Взгляд в вышину:
 — Милый, уйдемте,
 Плакать начну!
—
Забыла! Среди копилок
 Живых (коммерсантов — тож)
 Белокурый сверкнул затылок:
 Маис, кукуруза, рожь!
Все заповеди Синая
 Смывая — менады мех! —
 Голконда волосяная,
 Сокровищница утех —
(Для всех!) Не напрасно копит
 Природа, не сплошь скупа!
 Из сих белокурых тропик,
 Охотники, — где тропа
Назад? Наготою грубой
 Дразня и слепя до слез —
 Сплошным золотым прелюбом
 Смеющимся пролилось.
— Не правда ли? — Льнущий, мнущий
 Взгляд. В каждой реснице — зуд.
 — И главное — эта гуща!
 Жест, скручивающий в жгут.
О рвущий уже одежды — жест!
 Проще, чем пить и есть —
 Усмешка! (Тебе надежда,
 Увы, на спасенье есть!)
И — сестрински или братски?
 Союзнически: союз!
 — Не похоронив — смеяться!
 (И, похоронив, смеюсь.)
7
и — набережная. Последняя.
 Все. Порознь и без руки,
 Чурающимися соседями
 Бредем. — Со стороны реки —
Плач. Падающую соленую
 Ртуть слизываю без забот:
 Луны огромной Соломоновой
 Слезам не выслал небосвод.
Столб. Отчего бы лбом не стукнуться
 В кровь? Вдребезги бы, а не в кровь!
 Страшащимися сопреступниками
 Бредем. (Убитое — Любовь.)
Брось! Разве это двое любящих?
 В ночь? Порознь? С другими спать?
 — Вы понимаете, что будущее —
 Там? — Запрокидываюсь вспять.
— Спать! — Новобрачными по коврику…
 — Спать! — Все не попадаем в шаг,
 В такт. Жалобно: — Возьмите под руку!
 Не каторжники, чтоб так!..
Ток. (Точно мне душою — на руку
 Лег! — На руку рукою.) Ток
 Бьет, проводами лихорадочными
 Рвет, — на душу рукою лег!
Льнет. Радужное все! Что радужнее
 Слез? Занавесом, чаще бус,
 Дождь. — Я таких не знаю набережных
 Кончающихся. — Мост, и:
 — Ну-с?
Здесь? (Дроги поданы.)
 Спокойных глаз
 Взлет. — Можно до дому?
 В последний раз!
8
последний мост.
 (Руки не отдам, не выну!)
 Последний мост,
 Последняя мостовина.
Вода и твердь.
 Выкладываю монеты.
 Деньга за смерь,
 Харонова мзда за Лету.
Монеты тень.
 В руки теневой. Без звука
 Монеты те.
 Итак, в теневую руку
Монеты тень.
 Без отсвета и без звяка.
 Монеты — тем
 С умерших довольно маков.
Мост.
—
Благая часть
 Любовников без надежды:
 Мост, ты как страсть:
 Условность: сплошное между.
Гнезжусь: тепло,
 Ребро — потому и льну так.
 Ни до, ни по:
 Прозрения промежуток!
Ни рук, ни ног.
 Всей костью и всем упором:
 Жив только бок,
 О смежный теснюсь которым.
Вся жизнь — в боку!
 Он — ухо и он же — эхо.
 Желтком к белку
 Леплюсь, самоедом к меху
Теснюсь, леплюсь,
 Мощусь. Близнецы Сиама,
 Что — ваш союз?
 Та женщина — помнишь: мамой
Звал? — все и вся
 Забыв, в торжестве недвижном
 Тебя нося,
 Тебя не держала ближе.
Пойми! Сжились!
 Сбылись! На груди баюкал!
 Не — брошусь вниз!
 Нырять — отпускать бы руку
Пришлось. И жмусь,
 И жмусь…И неотторжима.
 Мост, ты не муж:
 Любовник — сплошное мимо!
Мост, ты за нас!
 Мы реку телами кормим!
 Плющом впилась,
 Клещом: вырывайте с корнем!
Как плющ! как клещ!
 Безбожно! Бесчеловечно!
 Бросать, как вещь,
 Меня, ни единой вещи
Не чтившей в сем
 Вещественном мире дутом!
 Скажи, что сон!
 Что ночь, а за ночью утро,
Экспресс и Рим!
 Гренада? Сама не знаю,
 Смахнув перин
 Монбланы и Гималаи.
Прогал глубок:
 Последнею кровью грею.
 Прослушай бок!
 Ведь это куда вернее
Стихов…Прогрет
 Ведь? Завтра к кому наймешься?
 Скажи, что бред!
 Что нет, и не будет мосту
 Конца…
 — Конец
—
-Здесь? — Детский, божеский
 Жест. — Ну-с. — Впилась.
 — Еще немножечко:
 В последний раз!
9
Корпусами фабричными, зычными
 И отзывчивыми на зов…
 Сокровенную, подъязычную
 Тайну жен от мужей и вдов
От друзей — тееб, подноготную
 Тайну Евы от древа — вот:
 Я не более, чем животное,
 Кем-то раненое в живот.
Жжет.. Как будто бы душу сдернули
 С кожей! Паром в дыру ушла
 Пресловутая ересь вздорная
 Именуемая душа.
Христианская немочь бледная!
 Пар! Припарками обложить!
 Да ее никогда и не было!
 Было тело, хотело жить,
 Жить не хочет.
—
Прости меня! Не хотела!
 Вопль вспоротого нутра!
 Так смертники ждут расстрела
 В четвертом часу утра
За шахматами… Усмешкой
 Дразня коридорный глаз.
 Ведь шахматные же пешки!
 И кто-то играет в нас.
Кто? Боги благие? Воры?
 Во весь окоем глазка —
 Глаз. Красного коридора
 Лязг. Вскинутая доска.
Махорочная затяжка.
 Сплев, пожили, значит сплев.
 …По сим тротуарам в шашку
 Прямая дорога: в ров
И в кровь. Потайное око:
 Луны слуховой глазок…
 И покосившись сбоку:
 — Как ты уже далек!
10
Совместный и сплоченный
 Вздрог. — Наша молочная!
Наш остров, наш храм,
 Где мы по утрам —
Сброд! Пара минутная! —
 Справляли заутреню.
Базаром и закисью
 Сквозь-сном и весной…
 Здесь кофе был пакостный —
 Совсем овсяной!
(Овсом своенравие
 Гасить в рысаках!
 Отнюдь не Аравией —
 Аркадией пах
Тот кофе…
Но как улыбалась нам,
 Рядком усадив,
 Бывалой и жалостной —
 Любовниц седых
Улюбкою беержной:
 Увянешь! Живи!
 Безумью, безденежью,
 Зевку и любви —
А главное — юности!
 Смешку — без причин,
 Усмешке — без умысла,
 Лицу — без морщин, —
О, главное — юности!
 Страстям не по климату!
 Откуда-то дунувшей,
 Откуда-то хлынувшей
В молочную тусклую:
 — Бурнус и Тунис! —
 Нажеждой и мускулам
 Под ветхостью риз…
(Дружочек, не жалуюсь:
 Рубец на рубце!)
 О, как провожала нас
 Хозяйка в чепце
Голландского глаженья….
—
Не довспомнивши, не допонявши,
 Точно с праздника уведены…
 — Наша улица! — Уже не наша…
 — Сколько раз по ней!..- Уже не мы…
— Завтра с западу встанет солнце!
 — С Иеговой порвет Давид!
 — Что мы делаем? — Расстаемся.
 — Ничего мне не говорит
Сверхбессмесленнейшее слово:
 Расстаемся. — Один из ста?
 Просто слово в четыре слога
 За которыми пустота.
Стой! По-сербски и по-кроатски,
 Верно? Чехия в нас чудит?
 Расставание. Расставаться…
 Сверхестественнейшая дичь!
Звук, от коего уши рвутся,
 Тянутся з апредел тоски…
 Расставание — не по-русски!
 Не по-женски! Не по-мужски!
Не по-божески! Что мы — овцы,
 Раззевавшиеся в обед?
 Расставание — по-каковски?
 Даже смысла такого нет.
Даже звука! Ну просто полый
 Шум, — пилы, например, сквозь сон.
 Расставание — просто школы
 Хлебникова соловьиный стон
Лебединый…
 Но как же вышло?
 Горячо высохший водоем —
 Воздух! Руку о руку слышно.
 Расставаться — ведь это гром
На голову…Океан в каюту!
 Океании крайний мыс!
 Эти улицы слишком круты:
 Расставаться — ведь это вниз,
Под гору…Двух подошв пудовых
 Вздох…Ладонь, наконец, и гвоздь!
 Опрокидывающий довод:
 Расставаться — ведь это врозь,
Мы же — срошиеся…
11
Разом проигрывать —
 Чище нет!
 Загород, пригород:
 Дням конец.
Негам (читай — камням),
 Дням, и домам, и нам.
Дачи пустующие! Как мать
 Старую — так же чту их.
 Это ведь действие — пустовать:
 Полое не пустует.
(Дачи, пустующие на треть,
 Лучше бы вам сгореть!)
Только не вздрагивать,
 Рану вскрыв.
 Загород, загород,
 Швам разрыв!
Ибо — без лишних слов
 Пышных — любовь есть шов.
Шов, а не перевязь, шов — не щит.
 — О, не проси защиты! —
 Шов, коим мертвый к земле пришит,
 Коим к тебе пришита.
(Время покажет еще каким:
 Легким или тройным!)
Так или иначе, друг — по швам!
 Дребезги и осколки!
 Только и славы, что треснул сам:
 Треснул, а не расползся!
Что под наметкой — живая жиль
 Красная, а не гниль!
О, не проигрывает —
 Кто рвет!
 Загород, пригород:
 Лбам развод.
По слободам казнят
 Нынче, — мозгам сквозняк!
О, не проигрывает, кто прочь —
 В час, как заря займется.
 Целую жизнь тебе сшила в ночь
 Набело, без наметки.
Так не кори же меня, что вкривь.
 Пригород: швам разрыв.
Души неприбраннные —
 В рубцах!..
 Загород, пригород…
 Яр размах
Пригорода. Сапогом судьбы,
 Слышишь — по глине жидкой?
 …Скорую руку мою суди,
 Друг, да живую нитку
Цепкую, как ее не канай!
 Последний фонарь!
—
Здесь? Словно заговор —
 Взгляд. Низших рас —
 Взгляд. — Можно на гору?
 В последний раз!
12
Частою гривою
 Дождь в глаза. — Холмы.
 Миновали пригород.
 За городом мы,
Есть, — да нету нам!
 Мачеха — не мать!
 Дальше некуда.
 Здесь околевать.
Поле. Изгородь.
 Брат стоим с сестрой.
 Жизнь есть пригород. —
 За городом строй!
Эх, проиранное
 Дело, господа!
 Все-то — пригороды!
 Где же города?!
Рвет и бесится
 Дождь. Стоит и рвем.
 За три месяца
 Первое вдвоем!
И у Иова,
 Бог, хотел взаймы?
 Да не выгорело:
 За городом мы!
За городом! Понимаешь? За!
 Вне! Перешед вал!
 Жизнь, это место, где жить нельзя:
 Еврейский квартал…
Так не лостойнее ль во сто крат
 Стать вечным жидом?
 ибо для каждого, кто не гад,
 Еврейский погром —
Жизнь. Только выкрестами жива!
 Иудами вер!
 На прокаженные острова!
 В ад! — всюду! — но не в
Жизнь, — только выкрестов терпит, лишь
 Овец — палачу!
 Право -на-жительственный свой лист
 Ногами топчу!
Втаптываю! За Давидов щит! —
 Месть! — В месиво тел!
 Не упоительно ли, что жид
 Жить — не захотел?
Гетто избранничеств! Вал и ров.
 ощады не жди!
 В сем христианнейшем из миров
 Поэты — жиды!
13
Так ножи вострят о камень,
 Так опилки метлами
 Смахивают. Под руками
 Меховое, мокрое.
Где ж вы, двойни:
 Сушь мужская, мощь?
 Под ладонье —
 Слезы, а не дождь!
О каких еще соблазнах —
 Речь? Водой — имущество!
 осле глаз твоих алмазных,
 Под ладонью льющихся —
Нет пропажи
 Мне. Конец концу!
 Глажу — глажу-
 Глажу по лицу.
Такова у на, Маринок,
 Спесь, у нас, полячек-то.
 После глаз твоих орлиных,
 Под ладонью плачущих…
Плачешь? Друг мой!
 Все мое! Прости!
 О, как крупно,
 Солоно в горсти!
Жестока слеза мужская:
 Обухом по темени!
 Плачь, с другими наверстаешь
 Стыд, со мной потерянный.
Одинакового
 Моря — рыбы! Взмах:
 …Мертвой раковиной
 Губы на губах.
—
В слезах.
 Лебеда —
 На вкус.
 — А завтра
 Когда
 Проснусь?
14
Тропою овечьей —
 Спуск. Города там.
 Три девки навстречу
 Смеются. Слезам
Смеются, — всем полднем
 Недр, гребнем морским!
 Смеются!
 — недолжным,
 Позорным, мужским.
Слезам твоим, видным
 Сквозь дождь — в два рубца!
 Как жемчуг — постыдным
 На бронзе бойца.
Слезам твоим первым,
 Последним, — о, лей! —
 Слезам твоим — перлам
 В короне моей!
Глаз явно не туплю.
 Сквозь ливень — перюсь.
 Венерины куклы,
 Вперяйтесь! Союз
Сей более тесен,
 Чем влечься и лечь.
 Самой Песней Песен
 Уступлена речь
Нам, птицам безвестным
 Челом Соломон
 Бьет, ибо совместный
 Плач — больше, чем сон!
—
И в полые волны
 Мглы — сгорблен и равн —
 Бесследно — безмолвно —
 Как тонет корабль.
Анализ стихотворения «Поэма Конца» Цветаевой
«Поэма конца» — посвящена разрыву отношений с Константином Родзевичем, которые продолжались с сентября по декабрь 1923 года. А поэму Марина Цветаетва писала с 1 февраля по 8 июня 1924 года.
Мотив конца захватывает на протяжении всех 14 эпизодов: «смертный час», «дальше некуда», «смерть — и никаких устройств!». Разорванные фразы, как осколки мыслей, чувств, передают надрыв в душе героини. Звуковые и словообразовательные гиперболы усиливают эмоциональный накал: «лук»-«разлука», «животное»-«живот», «Льёт!-Бьёт!».
Цветаева свободно вплетает библейские образы и античности, использует метафоры: героиня — Ева, созданная из ребра Адама и изгнанная из Рая. Как и в Ветхом Завете, грехопадение заканчивается катастрофой — всемирным потопом.
Внешнее пространство описывает хронологию событий: встреча, набережная, кафе, мост, дачи. И в то же время отражает внутреннее состояние героев: «Небо дурных предвестий», «Воды стальная полоса — Мертверцкого оттенка», «За городом! Понимаешь? За! Вне!»
В первых эпизодах героиня обвиняет героя в его желании вести легкую жизнь. Проявляется первый конфликт: если для героя «Любовь как храм — это штамп, банальность», то для героини «Любовь — это значит связь… жизнь». Но постепенно, через внутренний диалог, героиня приходит к пониманию неизбежности разрыва. Тогда лучше расстаться любя: «Брось! Разве это двое любящих? В ночь? Порознь?». И дальше: «Возьмите под руку!»
Второй конфликт в противоборстве женского и мужского в героине: твердости, воли и чувственности, нежности. Герой вынуждает её саму принять решение, проявить мужское качество: «Да, в час, когда поезд подан, вы женщинам, как бокал, печальную честь ухода вручаете…» А ей хочется чувствовать прикосновения, прижаться: «Теснюсь, леплюсь, мощусь».
Герой чувствует перемены в лирической героине, интуитивно воспринимает слова её внутреннего монолога. Это растапливает его сердце и в конце он плачет: «Плачь! С другими наверстаешь стыд со мной потерянный».
Противопоставляются «жить» и «жизнь»: «Жизнь — это место, где жить нельзя!… гетто». Эти слова вскрывают внутренний конфликт Цветаевой. Исключительность поэта оборачивается его исключенностью из общественной жизни. Разрыв и отказ от жизни становятся более выгодными.
Героиня выбирает духовность, отказ от земного. Так мифологическое сознание помогает справиться с горем расставания, сохранить добрые отношения с любимым человеком, ведь «совместный плач — больше, чем сон».


 (10 оценок, среднее: 4,00 из 5)
 (10 оценок, среднее: 4,00 из 5)