Вы, чьи широкие шинели
 Напоминали паруса,
 Чьи шпоры весело звенели
 И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
 На сердце вырезали след —
 Очаровательные франты
 Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
 Вы брали сердце и скалу, —
 Цари на каждом бранном поле
 И на балу.
Вас охраняла длань Господня
 И сердце матери. Вчера —
 Малютки-мальчики, сегодня —
 Офицера.
Вам все вершины были малы
 И мягок — самый черствый хлеб,
 О, молодые генералы
 Своих судеб!
***
Ах, на гравюре полустертой,
 В один великолепный миг,
 Я встретила, Тучков-четвертый,
 Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
 И золотые ордена…
 И я, поцеловав гравюру,
 Не знала сна.
О, как — мне кажется — могли вы
 Рукою, полною перстней,
 И кудри дев ласкать — и гривы
 Своих коней.
В одной невероятной скачке
 Вы прожили свой краткий век…
 И ваши кудри, ваши бачки
 Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!
 Лишь мертвый не вставал с земли.
 Вы были дети и герои,
 Вы все могли.
Что так же трогательно-юно,
 Как ваша бешеная рать?..
 Вас златокудрая Фортуна
 Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
 Любовь и сабли острие —
 И весело переходили
 В небытие.
Анализ стихотворения «Генералам 12 года» Цветаевой
В русской литературе Отечественная война 1812 года положила начало особой поэтической традиции. Практически все известные поэты посвящали этому событию свои произведения. Естественной и закономерной была патриотическая тема, восхищение перед великим подвигом русского народа. Вместе с этим 1812 г. многие считали причиной появления особого поколения в дворянском обществе. Борьба за независимость своей страны и заграничный поход русской армии вызвали в людях стремление к свободе и справедливости. Ряд общественных и культурных деятелей напрямую связывали Отечественную войну с восстанием декабристов. Спустя столетие М. Цветаева написала стихотворение «Генералам двенадцатого года» (1913 г.), в котором подняла практически не разрабатываемую до нее тему.
Поэтесса презирала современную ей эпоху, в которую происходило измельчание человека, его полное погружение в серую будничную жизнь. Цветаева очень сожалела, что ей не пришлось жить в романтическом XIX в. В офицерах 1812 г. она видит свой мужской идеал. Все произведение представляет собой поэтизацию образа русского офицерства, которое с того времени также опустилось с высоты и приблизилось к обычному человеку.
Для Цветаевой важно, что молодые офицеры начала XIX в. были «царями» не только «на бранном поле», но и «на балу». В то время действительно в обучение офицерства вместе с военными знаниями в обязательном порядке входили «изящные» дисциплины. Молодой офицер должен был уметь держать себя в светском обществе, быть галантным кавалером. Умение танцевать и петь вообще считались естественными качествами настоящего русского офицера. Поэтому поэтесса называет своих героев «очаровательными франтами», способными к покорению как неприятеля, так и женских сердец.
 Цветаева считает, что вчерашние «малютки-мальчики» одерживали победы благодаря «длани Господней» и молитвам матерей. «Молодые генералы» носили в своих сердцах стремление к славе, что также помогало им переносить все тяготы и невзгоды.
Поэтесса вообще любила уноситься в мечтах в прошлое. Старинная картина могла надолго завладеть ее воображением. В стихотворении она обращается к портрету на «гравюре полустертой», изображающему одного из героев Отечественной войны — А. А. Тучкова. Она признается, что потеряла сон при виде «нежного лика» и «хрупкой фигуры». Жизнь такого человека Цветаева считает «невероятной скачкой», богатой событиями и ощущениями. Для молодого офицера имели значение только война и любовь. Он резко отличается от мужчины начала XX в., который хочет только убогого будничного существования.
Цветаева убеждена, что только в прошлом были настоящие мужчины, способные втроем побеждать «три сотни», не забывая при этом о любви. Такие люди не знали трусости или малодушия. Даже собственную смерть они встречали «весело». Такое отношение позволяло русским офицерам совершать героические поступки, которые прославили их навеки.

