1. Жалоба
Ипполит! Ипполит! Болит!
 Опаляет… В жару ланиты…
 Что за ужас жестокий скрыт
 В этом имени Ипполита!
Точно длительная волна
 О гранитное побережье.
 Ипполитом опалена!
 Ипполитом клянусь и брежу!
Руки в землю хотят — от плеч!
 Зубы щебень хотят — в опилки!
 Вместе плакать и вместе лечь!
 Воспаляется ум мой пылкий…
Точно в ноздри и губы — пыль
 Геркуланума… Вяну… Слепну…
 Ипполит, это хуже пил!
 Это суше песка и пепла!
Это слепень в раскрытый плач
 Раны плещущей… Слепень злится…
 Это — красною раной вскачь
 Запаленная кобылица!
Ипполит! Ипполит! Спрячь!
 В этом пеплуме — как в склепе.
 Есть Элизиум — для — кляч:
 Живодерня! — Палит слепень!
Ипполит! Ипполит! В плен!
 Это в перси, в мой ключ жаркий,
 Ипполитова вза — мен
 Лепесткового — клюв Гарпий!
Ипполит! Ипполит! Пить!
 Сын и пасынок? Со — общник!
 Это лава — взамен плит
 Под ступнею! — Олимп взропщет?
Олимпийцы?! Их взгляд спящ!
 Небожителей — мы — лепим!
 Ипполит! Ипполит! В плащ!
 В этом пеплуме — как в склепе!
Ипполит, утоли…
2. Послание
Ипполиту от Матери — Федры — Царицы — весть.
 Прихотливому мальчику, чья красота как воск
 От державного Феба, от Федры бежит… Итак,
 Ипполиту от Федры: стенание нежных уст.
Утоли мою душу! (Нельзя, не коснувшись уст,
 Утолить нашу душу!) Нельзя, припадя к устам,
 Не припасть и к Психее, порхающей гостье уст…
 Утоли мою душу: итак, утоли уста.
Ипполит, я устала… Блудницам и жрицам — стыд!
 Не простое бесстыдство к тебе вопиет! Просты
 Только речи и руки… За трепетом уст и рук
 Есть великая тайна, молчанье на ней как перст.
О прости меня, девственник! отрок! наездник! нег
 Ненавистник! — Не похоть! Не женского лона — блажь!
 То она — обольстительница! То Психеи лесть —
 Ипполитовы лепеты слушать у самых уст.
— «Устыдись!» — Но ведь поздно! Ведь это последний всплеск!
 Понесли мои кони! С отвесного гребня — в прах —
 Я наездница тоже! Итак, с высоты грудей,
 С рокового двухолмия в пропасть твоей груди!
(Не своей ли?!) — Сумей же! Смелей же! Нежней же! Чем
 В вощаную дощечку — не смуглого ль сердца воск?! —
 Ученическим стилосом знаки врезать… О пусть
 Ипполитову тайну устами прочтет твоя
Ненасытная Федра…
Анализ стихотворения «Федра» Цветаевой
Марина Ивановна Цветаева в своем творчестве неоднократно обращалась к античности, образу мифологической Федры.
Стихотворение датируется мартом 1923 года. Поэтесса покинула Россию вместе с дочерью, семья воссоединилась в Берлине. Вскоре они оказались в чешской горной деревушке. Материально жили трудно. В запасе у М. Цветаевой много неизданных вещей, однако издатели берут их неохотно и платят мало. Дни проходят в домашних заботах, в череде продолжительных прогулок в ближнем лесу, поездках к немногочисленным пражским друзьям, переписке с Б. Пастернаком, которого поэтесса в письме называет «полубогом». Обращается она также к прозе, пишет статью-отклик на книгу С. Волконского «Родина», издает свой сборник «Ремесло». Спустя 4 года она создаст одноименную драму (часть незавершенной трилогии). Жанр словно обозначен самой поэтессой в названиях двух частей: жалоба, послание. И, конечно же, горячечная любовная лирика. Рифмовка 1 части – перекрестная, а в «Послании» и вовсе исчезает, держась на каркасе ритма. Само стихотворение логично связывать с романом М. Цветаевой и К. Родзевича. Итак, главная героиня Федра, вторая жена Тезея, распаленная страстью, бредит именем пасынка Ипполита. Череда восклицаний и многоточий, скрежет аллитераций (вплоть до нарочитого неблагозвучия). Пасынок в ее лихорадочных выкриках – будто божество, мучитель. Гипербола: зубы щебень — в опилки. Град тире расставляет акценты. Геркуланум – мертвый город после извержения Везувия. «Хуже пил»: казнь того времени. Образ слепня, впивающегося в живую плоть. Пеплум – эпический киножанр, на античные и библейские темы. Сравнение: как в склепе (гробнице). Метафора: Элизиум для кляч (отчаянная ирония, где загнанная героиня предчувствует гибель). «Это в перси»: (грудь). Звуковая изобразительность: вза-мен, со-общник. В последующей части меняется сам строй стиха. «Мальчику»: таким поэтессе казался К. Родзевич (хотя они почти ровесники). «Красота»: тоже вполне соотносится с внешностью К. Родзевича. Вновь рефрен «утоли». Психея: душа. Героиня видит в герое необходимую часть себя. Он нужен ей как воздух. И душой, и телом. Монолог вновь завершается образом несущейся в пропасть колесницы. Главный эпитет стиха: ненасытная. Преступная страсть толкает героиню на клевету. Она обвиняет безвинного Ипполита в насилии, сводит счеты с жизнью, гибнет и он после проклятия введенного в заблуждение отца. Чувствуется, что поэтесса сочувствует героине, разделяет ее «священное безумие».
На фоне мучительной личной драмы М. Цветаевой, ее «Федра» приобретает особенно яростное и трагическое звучание.

