1
Меч создал справедливость.
2
Насильем скованный,
 Отточенный для мщенья, —
 Он вместе с кровью напитался духом
 Святых и праведников,
 Им усекновенных.
 И стала рукоять его ковчегом
 Для их мощей.
 (Эфес поднять до губ —
 Доныне жест военного салюта.)
 И в этом меч сподобился кресту —
 Позорному столбу, который стал
 Священнейшим из символов любви.
3
На справедливой стали проступили
 Слова молитв и заповеди долга:
 «Марии — Деве милосердной — Слава».
 «Не обнажай меня без нужды,
 Не вкладывай в ножны без чести».
 «In te, о Domine, speravi!»
 (На тебя, Господи, уповаю! (лат.)) —
 Восклицают средневековые клинки.
 Меч сосвященствовал во время
 Литургии,
 Меч нарекался в таинстве крещенья.
 Их имена «Отклер» и «Дюрандаль»
 Сверкают, как удар.
 И в описях оружья
 К иным прибавлено рукой писца:
 «Он — фея».
4
Так из грабителя больших дорог
 Меч создал рыцаря
 И оковал железом
 Его лицо и плоть его; а дух
 Провел сквозь пламя посвященья,
 Запечатляя в зрящем сердце меч,
 Пылающий в деснице Серафима:
 Символ земной любви,
 Карающей и мстящей,
 Мир рассекающий на «да» и «нет»,
 На зло и на добро.
 «Si! Si! — No! No!» —
 Как утверждает Сидов меч «Тисона».
5
Когда же в мир пришли иные силы
 И вновь преобразили человека,
 Меч не погиб, но расщепился в дух:
 Защитницею чести стала шпага —
 Ланцет для воспаленных самолюбий
 А меч —
 Вершителем судебных приговоров.
 Но, обесчещенный,
 Он для толпы остался
 Оракулом
 И врачевателем болезней;
 И палачи, собравшись, хоронили
 В лесах Германии
 Усталые мечи,
 Которые отсекли
 Девяносто девять.
6
Казнь реформировал
 Хирург и филантроп,
 И меч был вытеснен
 Машинным производством,
 Введенным в область смерти; и с тех пор
 Он стал характером,
 Учением, доктриной:
 Сен-Жюстом, Робеспьером, гильотиной —
 Антиномией Кантова ума.
7
О, правосудие,
 Держащее в руках
 Весы и меч! Не ты ль его кидало
 На чашки мира: «Горе побежденным!»?
 Не веривший ли в справедливость
 Приходил
 К сознанию, что надо уничтожить
 Для торжества ее
 Сначала всех людей?
 Не справедливость ли была всегда
 Таблицей умноженья, на которой
 Труп множили на труп,
 Убийство на убийство
 И зло на зло?
 Не тот ли, кто принес «Не мир, а меч»,
 В нас вдунул огнь, который
 Язвит и жжет, и будет жечь наш дух,
 Доколе каждый
 Таинственного слова не постигнет:
 «Отмщенье Мне и Аз воздам за зло».

