Что делаешь, мой друг, в полтавских ты степях
 И что в стихах
 Украдкой от друзей на лире воспеваешь?
 С Фингаловым певцом мечтаешь
 Иль резвою рукой
 Венок красавице сплетаешь?
 Поешь мечты, любовь, покой,
 Улыбку томныя Корины
 Иль страстный поцелуй шалуньи Зефирины?
 Все, словом, прелести Цитерских уз —
 Они так дороги воспитаннику муз —
 Поешь теперь, а твой на Севере приятель,
 Веселий и любви своей летописатель,
 Беспечность полюбя, забыл и Геликон.
 Терпенье и труды ведь любит Аполлон —
 А друг твой славой не прельщался,
 За бабочкой, смеясь, гонялся,
 Красавицам стихи любовные шептал
 И, глядя на людей — на пестрых кукл — мечтал:
 ‘Без скуки, без забот не лучше ль жить с друзьями,
 Смеяться с ними и шутить,
 Чем исполинскими шагами
 За славой побежать и в яму оскользить?’
 Охоты, право, не имею
 Чрез то я сделаться смешным
 И умным, и глупцам, и злым,
 Иль, громку лиру взяв, пойти вослед Алкею,
 Надувшись пузырем, родить один лишь дым,
 Как Рифмин, закричать: ‘Ликуй, земля, со мною!
 Воспряньте, камни, лес! Зрю муз перед собою!
 Восторг! Лечу на Пинд!.. Простите, что упал:
 Ведь я Пиндару подражал!’
 Что в громких песнях мне? Доволен я мечтами,
 В покойном уголке тихонько притаясь,
 Но с светом вовсе не простясь:
 Играя мыслями, я властвую духами.
Мы, право, не живем
 На месте всё одном,
 Но мыслями летаем;
 То в Африку плывем,
 То на развалинах Пальмиры побываем,
 То трубку выкурим с султаном иль пашой,
 Или, пленяся вдруг султановой женой,
 Фатимой томной, молодой,
 Тотчас дарим его рогами;
 Смеемся муфтию, деремся с визирями,
 И после, убежав (кто в мыслях не колдун?),
 Увидим стройных нимф, услышим звуки струн,
 И где ж очутимся? На бале и в Париже!
 И так мечтанием бываем к счастью ближе,
 А счастие лишь там живет,
 Где нас, безумных, нет.
 Мы сказки любим все, мы — дети, но большие.
 Что в истине пустой? Она лишь ум сушит,
 Мечта всё в мире золотит,
 И от печали злыя
 Мечта нам щит.
 Ах, должно ль запретить и сердцу забываться,
 Поэтов променя на скучных мудрецов!
 Поэты не дают с фантазией расстаться,
 Мы с ними посреди Армидиных садов,
 В прохладе рощ тенистых,
 Внимаем пению Орфеев голосистых.
 При шуме ветерков на розах нежных спим
 И возле нимф вздыхаем,
 С богами даже говорим,
 А с мудрецами лишь болтаем,
 Браним несчастный мир да, рассердясь… зеваем.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Так, сердце может лишь мечтою услаждаться!
 Оно всё хочет оживить:
 В лесу на утлом пне друидов находить,
 Укрывшихся под ель, рукой времян согбенну;
 Услышать барда песнь священну,
 С Мальвиною вздохнуть на берегу морском
 О ратнике младом.
 Всё сердцу в мире сем вещает.
 И гроб безмолвен не бывает,
 И камень иногда пустынный говорит:
 ‘Герой здесь спит!’
Так, сердцем рождена, поэзия любезна,
 Как нектар сладостный, приятна и полезна.
 Язык ее — язык богов;
 Им дивный говорил Омир, отец стихов.
 Язык сей у творца берет Протея виды.
 Иной поет любовь: любимец Афродиты,
 С свирелью тихою, с увенчанной главой,
 Вкушает лишь покой,
 Лишь радости одни встречает
 И розами стезю сей жизни устилает.
 Другой,
 Как славный Тасс, волшебною рукой
 Являет дивный храм природы
 И всех чудес ее тьмочисленные роды:
 Я зрю то мрачный ад,
 То счастия чертог, Армидин дивный сад;
 Когда же он дела героев прославляет
 И битвы воспевает,
 Я слышу треск и гром, я слышу стон и крик…
 Таков поэзии язык!
Не много ли с тобой уж я заговорился?
 Я чересчур болтлив: я с Фебом подружился,
 А с ним ли бедному поэту сдобровать?
 Но, чтоб к концу привесть начатое маранье,
 Хочу тебе сказать,
 Что пременить себя твой друг имел старанье,
 Увы, и не успел! Прими мое признанье!
 Никак я не могу одним доволен быть,
 И лучше розы мне на терны пременить,
 Чем розами всегда одними восхищаться.
 Итак, не должно удивляться,
 Что ветреный твой друг —
 Поэт, любовник вдруг
 И через день потом философ с грозным тоном,
 А больше дружен с Аполлоном,
 Хоть и нейдет за славы громом,
 Но пишет всё стихи,
 Которы за грехи,
 Краснеяся, друзьям вполголоса читает
 И первый сам от них зевает.

