Послание к Жуковскому и Вяземскому
Отечески Пенаты,
 О пестуны мои!
 Вы златом не богаты,
 Но любите свои
 Норы и темны кельи,
 Где вас на новоселье,
 Смиренно здесь и там
 Расставил по углам;
 Где странник я бездомный,
 Всегда в желаньях скромный,
 Сыскал себе приют.
 О боги! будьте тут
 Доступны, благосклонны!
 Не вина благовонны,
 Не тучный фимиам
 Поэт приносит вам;
 Но слезы умиленья,
 Но сердца тихий жар,
 И сладки песнопенья,
 Богинь пермесских дар!
 О Лары! уживитесь
 В обители моей,
 Поэту улыбнитесь —
 И будет счастлив в ней!..
 В сей хижине убогой
 Стоит перед окном
 Стол ветхий и треногой
 С изорванным сукном.
 В углу, свидетель славы
 И суеты мирской,
 Висит полузаржавый
 Меч прадедов тупой;
 Здесь книги выписные,
 Там жесткая постель —
 Все утвари простые,
 Все рухлая скудель!
 Скудель!.. Но мне дороже,
 Чем бархатное ложе
 И вазы богачей!..
Отеческие боги!
 Да к хижине моей
 Не сыщет ввек дороги
 Богатство с суетой;
 С наемною душой
 Развратные счастливцы,
 Придворные друзья
 И бледны горделивцы,
 Надутые князья!
 Но ты, о мой убогой
 Калека и слепой,
 Идя путем-дорогой
 С смиренною клюкой,
 Ты смело постучися,
 О воин, у меня,
 Войди и обсушися
 У яркого огня.
 О старец, убеленный
 Годами и трудом,
 Трикраты уязвленный
 На приступе штыком!
 Двухструнной балалайкой
 Походы прозвени
 Про витязя с нагайкой,
 Что в жупел и в огни
 Летал перед полками,
 Как вихорь на полях,
 И вкруг его рядами
 Враги ложились в прах!..
 И ты, моя Лилета,
 В смиренной уголок
 Приди под вечерок
 Тайком переодета!
 Под шляпою мужской
 И кудри золотые
 И очи голубые
 Прелестница, сокрой!
 Накинь мой плащ широкой,
 Мечом вооружись
 И в полночи глубокой
 Внезапно постучись…
 Вошла — наряд военный
 Упал к ее ногам,
 И кудри распущенны
 Взвевают по плечам,
 И грудь ее открылась
 С лилейной белизной:
 Волшебница явилась
 Пастушкой предо мной!
 И вот с улыбкой нежной
 Садится у огня,
 Рукою белоснежной
 Склонившись на меня,
 И алыми устами,
 Как ветер меж листами,
 Мне шепчет: «Я твоя,
 Твоя, мой друг сердечный!..»
 Блажен, в сени беспечной,
 Кто милою своей,
 Под кровом от ненастья,
 На ложе сладострастья,
 До утренних лучей
 Спокойно обладает,
 Спокойно засыпает
 Близь друга сладким сном!..
Уже потухли звезды
 В сиянии дневном,
 И пташки теплы гнезды,
 Что свиты под окном,
 Щебеча покидают
 И негу отрясают
 Со крылышек своих;
 Зефир листы колышет,
 И все любовью дышит
 Среди полей моих;
 Все с утром оживает,
 А Лила почивает
 На ложе из цветов…
 И ветер тиховейный
 С груди ее лилейной
 Сдул дымчатый покров….
 И в локоны златые
 Две розы молодые
 С нарциссами вплелись;
 Сквозь тонкие преграды
 Нога, ища прохлады,
 Скользит по ложу вниз…
 Я Лилы пью дыханье
 На пламенных устах,
 Как роз благоуханье,
 Как нектар на пирах!..
 Покойся, друг прелестный,
 В объятиях моих!
 Пускай в стране безвестной,
 В тени лесов густых,
 Богинею слепою
 Забыт я от пелен:
 Но дружбой и тобою
 С избытком награжден!
 Мой век спокоен, ясен;
 В убожестве с тобой
 Мне мил шалаш простой;
 Без злата мил и красен
 Лишь прелестью твоей!
Без злата и честей
 Доступен добрый гений
 Поэзии святой,
 И часто в мирной сени
 Беседует со мной.
 Небесно вдохновенье,
 Порыв крылатых дум!
 (Когда страстей волненье
 Уснет… и светлый ум,
 Летая в поднебесной,
 Земных свободен уз,
 В Аонии прелестной
 Слетает хоры муз!)
 Небесно вдохновенье,
 Зачем летишь стрелой,
 И сердца упоенье
 Уносишь за собой?
 До розовой денницы
 В отрадной тишине,
 Парнасские царицы,
 Подруги будьте мне!
 Пускай веселы тени
 Любимых мне певцов,
 Оставя тайны сени
 Стигийских берегов
 Иль области эфирны,
 Воздушною толпой
 Слетят на голос лирный
 Беседовать со мной!..
 И мертвые с живыми
 Вступили в хор един!..
 Что вижу? ты пред ними,
 Парнасский исполин,
 Певец героев, славы,
 Вслед вихрям и громам,
 Наш лебедь величавый,
 Плывешь по небесам.
 В толпе и муз и граций,
 То с лирой, то с трубой,
 Наш Пиндар, наш Гораций,
 Сливает голос свой.
 Он громок, быстр и силен,
 Как Суна средь степей,
 И нежен, тих, умилен,
 Как вешний соловей.
 Фантазии небесной
 Давно любимый сын,
 То повестью прелестной
 Пленяет Карамзин;
 То мудрого Платона
 Описывает нам,
 И ужин Агатона,
 И наслажденья храм,
 То древню Русь и нравы
 Владимира времян,
 И в колыбели славы
 Рождение славян.
 За ними сильф прекрасный,
 Воспитанник харит,
 На цитре сладкогласной
 О Душеньке бренчит;
 Мелецкого с собою
 Улыбкою зовет,
 И с ним, рука с рукою,
 Гимн радости поет!..
 С эротами играя,
 Философ и пиит,
 Близь Федра и Пильпая
 Там Дмитриев сидит;
 Беседуя с зверями
 Как счастливый дитя,
 Парнасскими цветами
 Скрыл истину шутя.
 За ним в часы свободы
 Поют среди певцов
 Два баловня природы,
 Хемницер и Крылов.
 Наставники-пииты,
 О Фебовы жрецы!
 Вам, вам плетут хариты
 Бессмертные венцы!
 Я вами здесь вкушаю
 Восторги пиерид,
 И в радости взываю:
 О музы! я пиит!
А вы, смиренной хаты
 О Лары и Пенаты!
 От зависти людской
 Мое сокройте счастье,
 Сердечно сладострастье
 И негу и покой!
 Фортуна, прочь с дарами
 Блистательных сует!
 Спокойными очами
 Смотрю на твой полет:
 Я в пристань от ненастья
 Челнок мой проводил,
 И вас, любимцы счастья,
 Навеки позабыл…
 Но вы, любимцы славы,
 Наперсники забавы,
 Любви и важных муз,
 Беспечные счастливцы,
 Философы-ленинцы,
 Враги придворных уз,
 Друзья мои сердечны!
 Придите в час беспечный
 Мой домик навестить —
 Поспорить и попить!
 Сложи печалей бремя,
 Жуковский добрый мой!
 Стрелою мчится время,
 Веселие стрелой!
 Позволь же дружбе слезы
 И горесть усладить,
 И счастья блеклы розы
 Эротам оживить.
 О Вяземский! цветами
 Друзей твоих венчай,
 Дар Вакха перед нами:
 Вот кубок — наливай!
 Питомец муз надежный,
 О Аристиппов внук!
 Ты любишь песни нежны
 И рюмок звон и стук!
 В час неги и прохлады
 На ужинах твоих
 Ты любишь томны взгляды
 Прелестниц записных.
 И все заботы славы,
 Сует и шум, и блажь,
 За быстрый миг забавы
 С поклонами отдашь.
 О! дай же ты мне руку,
 Товарищ в лени мой,
 И мы…. потопим скуку
 В сей чаше золотой!
 Пока бежит за нами
 Бог времени седой
 И губит луг с цветами
 Безжалостной косой,
 Мой друг! скорей за счастьем
 В путь жизни полетим;
 Упьемся сладострастьем,
 И смерть опередим;
 Сорвем цветы украдкой
 Под лезвием косы,
 И ленью жизни краткой
 Продлим, продлим часы!
 Когда же парки тощи
 Нить жизни допрядут
 И нас в обитель нощи
 Ко прадедам снесут,—
 Товарищи любезны!
 Не сетуйте о нас,
 К чему рыданья слезны,
 Наемных ликов глас?
 К чему сии куренья
 И колокола вой,
 И томны псалмопенья
 Над хладною доской?
 К чему?… Но вы толпами
 При месячных лучах
 Сберитесь и цветами
 Усейте мирный прах;
 Иль бросьте на гробницы
 Богов домашних лик,
 Две чаши, две цевницы,
 С листами повилик;
 И путник угадает
 Без надписей златых,
 Что прах тут почивает
 Счастливцев молодых!
Анализ стихотворения «Мои пенаты» Батюшкова
Восхищение жизнью и молодостью вносит Батюшкин в русскую поэзию. Это и проявляется в стихотворении «Мои пенаты» написанное автором в период 1811-1812 годов. Вдали от Петербурга у Константина Николаевича появляется ностальгия по жизни, которая была в большом городе, и он начинает писать стихотворение с обращением к литераторам того времени — Карамзину, Жуковскому, Вяземскому, Дмитриеву. В произведении есть и другие имена, но Батюшков обращается к этим авторам. Это стихотворение он приложил к письмам, которые отправил всем 4.
«Мои пенаты» — проявило значимую роль в развитии жанра «дружеского послания». В произведении большое количество отсылок к древнегреческой культуре, философские мотивы и древнегреческие мифологические образы. Создается некое «двоемирие», где воплощаются античные образы и детали, показывающие настоящую жизнь в деревне. Для создания деталей античного мира используется мифологемы, которые начинаются уже с названия: Пенаты — в мифологии Древнего Рима боги-хранители домашнего очага.
Автор использует вольную рифмовку, т.е. смешение различных схем рифмовки, стихотворение не делится на строфы. По структуре оно подразделяется на 5 разных частей. В первой части поэт говорит о неприятии к роскоши, акцентирует внимание на том, что ценности не в комфорте и лоске. Лирическим героем, который живёт в бедности и аскетизме, автор отображает своё сознание. Вторая часть, это противопоставление деревенского мира и мира людей, которые привыкли к богатству. В третей части появляется мир самого поэта, его представления. В четвёртой части вновь возникает противоречие светской жизни и духовного мира поэта. Душа лирического героя освободилась от противоречий и в ней царит любовь, дружба и счастье. В последней пятой части Батюшков обращается к Жуковскому и Вяземскому, к тем кому и было адресовано само стихотворение.
Переходя к основной мысли произведения, важно отметить, что автор доказывает истинную радость жизни в обыденных вещах. Главной ценностью Батюшков считает любовь и творчество. Счастье поэт находит только там, где есть покой и мир. Именно в этой среде настоящий поэт сможет найти свое вдохновение.
Ранняя лирика Константина Батюшкова — образец художественного мастерства. Она наполнена гармоничным языком и внутренней гармонией. Поэт создал идеальный образ жизни.

