Метафизический ученик
Отец один слыхал,
 Что за море детей учиться посылают
 И что вобще того, кто за морем бывал,
 От небывалого отменно почитают,
 Затем что с знанием таких людей считают;
 И, смотря на других, он сына тож послать
 Учиться за море решился.
 Он от людей любил не отставать,
 Затем что был богат. Сын сколько-то учился,
 Да сколько ни был глуп, глупяе возвратился.
 Попался к школьным он вралям,
 Неистолкуемым дающим толк вещам;
 И словом, малого век дураком пустили.
 Бывало, глупости он попросту болтал,
 Теперь ученостью он толковать их стал.
 Бывало, лишь глупцы его не понимали,
 А ныне разуметь и умные не стали;
 Дом, город и весь свет враньем его скучал.
В метафизическом беснуясь размышленьи
 О заданном одном старинном предложеньи:
 «Сыскать начало всех начал»,
 Когда за облака он думой возносился,
 Дорогой шедши, вдруг он в яме очутился.
 Отец, встревоженный, который с ним случился,
 Скоряе бросился веревку принести,
 Домашнюю свою премудрость извести;
 А думный между тем детина,
 В той яме сидя, размышлял,
 Какая быть могла падения причина?
 «Что оступился я, — ученый заключал,—
 Причиною землетрясенье;
 А в яму скорое произвело стремленье
 С землей и с ямою семи планет сношенье».
Отец с веревкой прибежал.
 «Вот, — говорит, — тебе веревка, ухватись.
 Я потащу тебя; да крепко же держись.
 Не оборвись!..»
 — «Нет, погоди тащить; скажи мне наперед:
 Веревка вещь какая?»
Отец, вопрос его дурацкий оставляя,
 «Веревка вещь, — сказал, — такая,
 Чтоб ею вытащить, кто в яму попадет».
 — «На это б выдумать орудие другое,
 А это слишком уж простое».
 — «Да время надобно, — отец ему на то. —
 А это, благо, уж готово».
 — «А время что?»
 — «А время вещь такая,
 Которую с глупцом я не хочу терять.
 Сиди, — сказал отец, — пока приду опять».
Что, если бы вралей и остальных собрать
 И в яму к этому в товарищи сослать?..
 Да яма надобна большая!

