Два были богача, и оба в тяжбе были;
 Причины же прямой я не могу сказать:
 Кто может всё подробно знать?
 К тому же толк иным делам приказным дать
 Не так-то чтоб легко. Иные говорили,
 Что спор их из куска земли;
 Другие,
 Что будто бы долги какие
 Прапрадедов своих друг на друга начли.
Таким-то и тягаться,
 Которым кошелек поможет оправдаться
 И у судей закон и совесть откупить;
 А недостаточные знают:
 Без денег, как на торг, в суд незачем ходить.
 Приказной формою дела их в суд вступают,
 И каждой стороне их стряпчие ласкают,
 Что в пользу дело окончают.
 Проходит год, другой, и близь десятка лет,
 Конца, однако, делу нет.
 Ужли судьи их сговорились
 Так долго дело не решить?
 Вот тотчас клеветать и на судей взносить,
 И думать, что они из взятков согласились…
 Как будто бы нельзя другим причинам быть,
 Что дело тихо шло. Ну, как тут поспешить?
 С год, говорят, по нем в одних архивах рылись.
В том самом городе, где спор происходил,
 Какой-то живописец был,
 Который написал на богачей картину
 Так, что нагими их он в ней изобразил
 И выставил в народ. Все спрашивать причину,
 Весь город толковать и говорить об них,
 И только что речей о богачах нагих.
 Дошло о том до богачей самих.
 Пошли смотреть картину
 И видят: дело так. Тронуло это их:
 Неудивительно. Готовы уж прошенье
 На живописца подавать,
 Чтобы бесчестие взыскать,
 И, в тяжбе будучи, другую начинать.
 «Как, — говорят, — снести такое поношенье!»
 Пошли его спросить, однако, наперед.
 «Пожалуй, — говорят, — скажи, что за причина,
 Что в поруганье нам написана картина
 И выставлена в свет?
 Что, разве ты, мой друг, сочел нас дураками,
 Чтоб насмехаться так над нами?»
 «Нет, — живописец им сказал,—
 Не с тем картину я писал,
 Чтоб мне над вами насмехаться;
 А только вам хотел картиною сказать,
 Чего вам должно ожидать,
 Когда еще вы станете тягаться».

