Какой-то древний царь впал в страшное сомненье:
 Не более ль вреда, чем пользы, от наук?
 Не расслабляет ли сердец и рук
 Ученье?
 И не разумнее ль поступит он,
 Когда ученых всех из царства вышлет вон?
 Но так как этот царь, свой украшая трон,
 Душою всей радел своих народов счастью
 И для того
 Не делал ничего
 По прихоти, иль по пристрастью,—
 То приказал собрать совет,
 В котором всякий бы, хоть слогом не кудрявым,
 Но с толком лишь согласно здравым
 Свое представил: да, иль нет;
 То есть, ученым вон из царства убираться,
 Или попрежнему в том царстве оставаться?
 Однако ж как совет ни толковал:
 Кто сам свой голос подавал,
 Кто голос подавал работы секретарской,
 Всяк только дело затемнял
 И в нерешимости запутывал ум царской.
 Кто говорил, что неученье тьма;
 Что не дал бы нам бог ума,
 Ни дара постигать вещей небесных,
 Когда бы он хотел.
 Чтоб человек не боле разумел
 Животных бессловесных,
 И что, согласно с целью сей,
 Ученье к счастию ведет людей.
 Другие утверждали,
 Что люди от наук лишь только хуже стали:
 Что всё ученье бред,
 Что от него лишь нравам вред,
 И что, за просвещеньем вслед,
 Сильнейшие на свете царства пали.
 Короче: с обеи?х сторон,
 И дело выводя и вздоры,
 Бумаги исписали горы,
 А о науках спор остался не решен;
 Царь сделал более. Созвав отвсюду он
 Разумников, из них установил собранье
 И о науках спор им предложил на суд.
 Но способ был и этот худ,
 Затем, что царь им дал большое содержанье:
 Так в голосах между собой разлад
 Для них был настоящий клад;
 И если бы им волю дали,
 Они б доныне толковали
 Да жалованье брали.
 Но так как царь казною не шутил,
 То он, приметя то, их скоро распустил.
 Меж тем час-от-часу впадал в сомненье боле.
 Вот как-то вышел он, сей мыслью занят, в поле,
 И видит пред собой
 Пустынника, с седою бородой
 И с книгою в руках большой.
 Пустынник важный взор имел, но не угрюмый;
 Приветливость и доброта
 Улыбкою его украсили уста,
 А на челе следы глубокой видны думы.
 Монарх с пустынником вступает в разговор
 И, видя в нем познания несчетны,
 Он просит мудреца решить тот важный спор:
 Науки более ль полезны или вредны?
 «Царь!» старец отвечал: «позволь, чтоб пред тобой
 Открыл я притчею простой,
 Что? размышленья мне внушили многолетны».
 И, с мыслями собравшись, начал так:
 «На берегу, близ моря,
 Жил в Индии рыбак;
 Проведши долгий век и бедности, и горя,
 Он умер и троих оставил сыновей.
 Но дети, видя,
 Что с нуждою они кормились от сетей
 И ремесло отцовско ненавидя,
 Брать дань богатее задумали с морей,
 Не рыбой, — жемчугами;
 И, зная плавать и нырять,
 Ту подать доправлять
 Пустились сами.
 Однако ж был успех различен всех троих:
 Один, ленивее других,
 Всегда по берегу скитался;
 Он даже не хотел ни ног мочить своих
 И жемчугу того лишь дожидался,
 Что выбросит к нему волной:
 А с леностью такой
 Едва-едва питался.
 Другой,
 Трудов нимало не жалея,
 И выбирать умея
 Себе по силе глубину,
 Богатых жемчугов нырял искать по дну:
 И жил, всечасно богатея.
 Но третий, алчностью к сокровищам томим,
 Так рассуждал с собой самим:
 «Хоть жемчуг находить близ берега и можно,
 Но, кажется, каких сокровищ ждать не должно,
 Когда бы удалося мне
 Достать морское дно на самой глубине?
 Там горы, может быть, богатств несчетных:
 Кораллов, жемчугу и камней самоцветных,
 Которы стоит лишь достать
 И взять».
 Сей мыслию пленясь, безумец вскоре
 В открытое пустился море,
 И, выбрав, где была чернее глубина,
 В пучину кинулся; но, поглощенный ею,
 За дерзость, не доставши дна,
 Он жизнью заплатил своею.
 «О, царь!» примолвил тут мудрец:
 «Хотя в ученьи зрим мы многих благ причину,
 Но дерзкий ум находит в нем пучину
 И свой погибельный конец,
 Лишь с разницею тою
 Что часто в гибель он других влечет с собою».
Иван Крылов — Водолазы: Стих
> 

