Парфен! напрасно ты вздыхаешь
 О том, что должен жить в степи,
 Где с горя, с скуки изнываешь.
 Ты беден — следственно, терпи.
Блаженство даром достается
 Таким, как ты, на небеси,
 А здесь с поклону все дается.
 Ты беден — следственно, проси.
Коль барин на смех поднимает,
 Вменяй то в честь и не ропщи;
 Тобой он тешиться желает.
 Ты беден — следственно, молчи.
Не смей отнюдь тем обижаться,
 Что некогда ему тобой
 В своей уборной заниматься,
 Ты беден — так в сенях постой.
Иной шага не переступит,
 С софы не тронется своей,
 А сходно все достанет, купит.
 Ты беден — бегай и потей.
О бедность! горько жить с тобою!
 Нельзя и чувствам воли дать.
 Я, рассуждая сам с собою,
 Не мог вовек того понять,
Как могут люди быть такие,
 У коих множество всего,
 И в том же свете есть другие,
 У коих вовсе ничего.
Иной в прекраснейшей палате
 Дает вседневный пир друзьям;
 А рядом с ним в подземной хате
 Другой не ест по целым дням.
Богач теряет десятину,
 И все кричат: «Какой урон!»
 А бедный выронит полтину —
 И никому не жалок он.
Обижен сильный — шум, тревога;
 Обижен сирый — быть должно!
 Иль в области всесильна бога
 Парфен и Крез не все равно?
Ужли различны всем на свете
 Удел судьбы, природы дар!
 Иным все радости в предмете,
 Другим, что шаг — то и удар.
Ах, нет! нельзя, чтоб провиденье,
 Создав меня, тебя, его,
 Пролило все благотворенье
 Из нас из трех на одного.
Равно нас матери утроба,
 Равно и носит, и родит;
И всем, в свой час открыв дверь гроба,
 Равно нас смерть туда валит.
За что ж?- Опять позабываешь,
 Что ты не должен рассуждать,
 Ко всем вопросы посылаешь;
 А знал бы ты, Парфен,- молчать.
Терпи свое тихонько горе,
 И знай, что наша жизнь была
 И будет впредь такое море,
 В котором гадов несть числа.
Рассудком тщетно ты хлопочешь
 Предрассужденье одолеть;
 И если волею не хочешь,
 Насильно будешь же терпеть.
Так верь ты мне, Парфен! держися
 Пословицы казачьих стран;
 По их системе жить учися:
 Терпи — и будешь атаман.

