Темный ельник снегами, как мехом,
 Опушили седые морозы,
 В блестках инея, точно в алмазах,
 Задремали, склонившись, березы.
Неподвижно застыли их ветки,
 И меж ними на снежное лоно,
 Точно сквозь серебро кружевное,
 Полный месяц глядит с небосклона.
Высоко он поднялся над лесом,
 В ярком свете своем цепенея,
 И причудливо стелются тени,
 На снегу под ветвями чернея.
Замело чащи леса метелью, —
 Только льются следы и дорожки.
 Убегая меж сосен и елок,
 Меж березок до ветхой сторожки.
Убаюкала вьюга седая
 Дикой песнею лес опустелый,
 И заснул он, засыпанный вьюгой,
 Весь сквозной, неподвижный и белый.
Спят таинственно стройные чащи,
 Спят, одетые снегом глубоким,
 И поляны, и луг, и овраги,
 Где когда-то шумели потоки.
Тишина, — даже ветка не хрустнет!
 А, быть может, за этим оврагом
 Пробирается волк по сугробам
 Осторожным и вкрадчивым шагом.
Тишина, — а, быть может, он близко…
 И стою я, исполнен тревоги,
 И гляжу напряженно на чащи,
 На следы и кусты вдоль дороги,
В дальних чащах, где ветви и тени
 В лунном свете узоры сплетают,
 Все мне чудится что-то живое,
 Все как будто зверьки пробегают.
Огонек из лесной караулки
 Осторожно и робко мерцает,
 Точно он притаился под лесом
 И чего-то в тиши поджидает.
Бриллиантом лучистым и ярким,
 То зеленым, то синим играя,
 На востоке, у трона господня,
 Тихо блещет звезда, как живая.
А над лесом все выше и выше
 Всходит месяц, — и в дивном покое
 Замирает морозная полночь
 Я хрустальное царство лесное!
Анализ стихотворения «Крещенская ночь» Бунина
Произведение «Крещенская ночь» Ивана Алексеевича Бунина впервые было опубликовано в журнале «Детское чтение».
Стихотворение было начато в 1886 году (автору было 16 лет), закончено в 1901 году. В эту пору ему исполнился 31 год. Эту зиму он провел в Ялте, в доме М. П. Чеховой. По жанру – пейзажная лирика, по размеру, видимо, прихотливый анапест со сложной рифмовкой, в которой попадаются незарифмованные строки, 12 строф. Лирический герой – сам автор. Возможно, в основу стихотворения легли воспоминания о зимнем лесу в Ельце его детства или же в имении Озерки. В духе реализма поэт подробно воспроизводит пейзаж. Ельник, березы застыли, даже месяц в небе оцепенел. Затем возникает образ «ветхой сторожки», где горит забытый огонек. «Лес заснул». Бродит только волк «по сугробам», да робкий огонек в домике будто чего-то или кого-то ждет. В полной тишине герою чудятся шорохи, вздохи, взгляды со всех сторон: зверьки пробегают.
«Тихо блещет звезда»: в старину строго соблюдали пост в канун Крещения, он был, как и рождественский, до звезды. «На востоке»: в храмах алтарь расположен на восточной стороне, там, откуда появляется Солнце Правды, Христос. Отсюда и выражение: у трона Господня. Само название говорит о том, что поэт придает особое значение тому, что не в обычное время оказался в лесу. Между тем, месяц все поднимается, и наступает полночь в «хрустальном царстве». Интонация задумчивая, герой как бы осматривается в лесу, как гость, единственный неспящий в эту ночь. Ведь даже волк – всего лишь гипотеза чуткого уха человека. «Стою я, исполнен тревоги»: герой чувствует, что безмолвие обманчиво. Сравнения: как мехом, точно сквозь серебро, точно он притаился, бриллиантом, как живая, точно в алмазах. Инверсия: замирает полночь, задремали березы. Эпитеты: неподвижно, причудливо, дивном. Анафора: тишина. Метафоры: снежное лоно, хрустальное царство. Олицетворения: месяц глядит, дорожки убегая, убаюкала вьюга, спят чащи. Уменьшительные суффиксы: березок, сторожки. Повторы: все выше и выше. Повторяется и слово «мороз» в разных вариациях. Перечислительная градация: и поляны, и луг, и овраги, засыпанный вьюгой, сквозной, неподвижный и белый. Поэт одушевляет увиденную картину, является ее зачарованным наблюдателем.
Начавшись как типичная пейзажная лирика, «Крещенская ночь» И. Бунина в предпоследней строфе обогащается религиозным мотивом.



 (28 оценок, среднее: 3,57 из 5)
 (28 оценок, среднее: 3,57 из 5)
Класс