Пою блаженный век и непорочны нравы
 В начале бытия счастливейших времен;
 Пою правительства священные уставы
 И власть, хранящую покой земных племен.
В селении небес пространном обитая,
 Спусти ко мне свои пресветлые лучи,
 Твоим влиянием, о истина святая,
 Внушить Твой смертный глас мой разум научи.
 Вдохни в меня Твои Божественны Законы;
 Представь, как смертные в природном бытии
 Прияли от Тебя и скиптры и короны,
 Дабы предписывать уставы нам Твои.
 Представь перед очми Ты Павла молодаго
 Начальный в естестве благополучный век,
 Как числил всяк свое в спокойстве общем благо,
 Как сам давал себе законы человек;
 Как прежде он свой долг любил беспринужденно,
 Не быв никаковым уставом покорен;
 Как время, наконец, явилося пременно
 И новый смертному был жребий положен.
 А вы откройте путь в жилище ваше дивно,
 О музы! я умом взнестись отважусь к вам,
 В места, где царствует весна бесперерывно
 И где сооружен божественный ваш храм;
 Где светит вечный день и мрак незнаем нощи,
 Где ревностным сердцам всегда отворен вход.
 Позвольте мне вступить в священны ваши рощи
 И оживляющих коснуться ваших вод.
 Но, Музы, я не с тем вхожу в ваш храм почтенный,
 Чтоб вымышленными примерами богов,
 Высокопарностью и красотой надменной
 Украсить искренность простых, усердных слов.
 Я с Пиндаром не тщусь быть славою возвышен:
 Не славным в свете я — полезным быть хочу;
 Коль глас мой в простоте меж вами будет слышен,
 Я всю тогда награду получу;
 Лишь тем должна быть песнь моя красна и стройна,
 Коль места в ней иметь не будет подла лесть,
 Коль будет павлова приятия достойна,
 Коль истину пред ним потщится превознесть.
Се книга Вечности разгинулась пред мною,
 Где все представились прешедши времена,
 И все, вмещенные обширностью земною,
 Бесчисленные в ней явились племена.
 Открылся образ мне первоначальна века,
 В котором царствовал еще природы глас;
 Из недр небытия исшедша человека
 Я вижу на земном пространстве в оный час;
 В тот час, как он свое увидел совершенство,
 Одними чувствами своими научен,
 Как каждый взор ему казал блаженство
 Пять чувств ему познание открыли,
 Которое его ко счастию вело.
 И чувства лишь к его довольствию служили:
 Не знал он их тогда употреблять во зло.
 Невинности его не развращали страсти:
 Желаний дале нужд своих не простирал,
 А только то желал, что он имел во власти,
 И, следственно, имел он все то, что желал.
В согласии узря и в тишине приятной
 Исшедших из своей утробы мирных чад,
 Земля, казалося, давала плод стократный
 И представляла им обильный вертоград.
 Их кротости тогда и нраву подражая,
 Свирепейшие львы подобились овцам;
 Повсюду правда, мир и тишина святая
 Являли божества присутственного храм.
 Не смели приступать туда гоненье, зверство,
 Презренье, ненависть, пронырство и обман,
 Ложь, гордость, клевета, притвор и лицемерство, —
 Чуждались смертные в то время сих имян.
 Не угрожало им железо смертоносно,
 Соделаное днесь к погибели людей;
 Но было вспахано им поле плодоносно
 И не губило жизнь, давало помощь ей.
 Сие вреднейшее, грызущее нас жало,
 Источник алчности и корень гнусных дел,
 Корыстолюбие сердец не заражало;
 Никто отъемлемым уменьем не владел.
 По праву сильного никто тогда не мыслил,
 И ближнему чрез то не причинял обид;
 Но каждый был богат, хотя никто не числил,
 Что дом, земля иль плод ему принадлежит.
 Земля считалася в то счастливое время
 Неразделимою питательницей всех,
 И люди бедности не чувствовали бремя
 Среди довольствия, покоя и утех.
 ‘Премудро божество на то, — они вещали, —
 Рассеянием нас умножили наш род,
 Дабы взаимно мы друг другу помогали,
 Дабы приобрели чрез то сугубый плод.
 С природным человек родится побужденьем
 К необходимейшим во обществе трудам,
 И, пользуяся всем других людей именьем,
 Взаимно к пользе всех трудиться должен сам’.
 Отверсты находя для всех земные недра,
 Где все заключены сокровища земли,
 Сей дар, который дан от божества прещедра,
 По мере нужд всегда и все извлечь могли.
 Богатства естества имея в равной воле,
 Довольствовался им равно велик и мал;
 Коль кто приобретал перед другими боле,
 Избыток одного всех прочих награждал.
 Сие собрание, трудящееся в поте,
 Пчелам подобилось, носящим в лете мед:
 Друг другу подражал в роенье и в охоте,
 И друг за другом шел, трудяся, каждый вслед.
 Но вскоре жители сии трудолюбивы
 Во удовольствии забудут легкий труд,
 Когда их тучные и плодоносны нивы
 Сторичные плоды впоследок воздадут.
 И в скором времени веселья повсечасны
 Последуют за их раченьем и трудом;
 В довольстве и скоты их радостей участны,
 Оставя в поле плуг покоятся потом.
 Исполнен каждый был ко ближнему любови,
 И в каждом почитал и брата и отца;
 Они считали все себя единой крови,
 Имея бытие от одного Творца;
 Без лести искренен, без страха праводушен,
 Всех общий выл слуга, и родственник, и друг,
 Без рабства человек другому был послушен,
 И тем крепилася взаимность их услуг.
О, ты, чистейших душ невинно утешенье,
 Приятнейшая страсть чувствительных сердец,
 Любовь, дающая нам всем одушевленье!
 Твои я нежности представлю наконец.
 В то время не были еще сердца суровы,
 Обыкши радости едины ощущать;
 И для утех всегда отверсты и готовы,
 Не знали оных в стыд и горесть превращать.
 В них строгость никогда не находила места;
 Не пышность их влекла, богатство или чин
 И не вручалася на жертву им невеста,
 Но выбор оныя господствовал один.
 Тот ею обладал, кто мил и кто ей лестен,
 Тот ею был любим, кому она мила.
 Таков союз любви похвален был и честен:
 Когда невинен нрав, невинны и дела.
 Ревнивость никогда любви не огорчала,
 И подозрения не мучили сердец!
 А ежели любовь в желаньях погасала,
 Началом новых был утех ее конец.
 Любовник не вздыхал, не мучился напрасно,
 Когда любовницу несклонну находил:
 Коль сердце не было ее взаимно страстно,
 Пленялся он другой, для коей был он мил.
На Марсовых полях руки не воружали
 Ни слава тщетная, ни злобствующа месть,
 И сами титлами себя не украшали,
 Которые дает иль робость или лесть.
 Бездушный ябедник и подлый лжесвидетель
 Пред лицемерный суд безгласных не влекли;
 Невиность, истина, любовь и добродетель
 Повсюду счастливо хранились на земли.
Не навсегда наш ум в границах был удержан;
 Нечувственно порок пробрался к нам в сердца,
 Гнушался смертный им, но был ему подвержен
 И, ненавидя зло, лобзал его творца.
 Его познания и мысли просвещенны,
 Которы делали счастливыми людей,
 Ко общей были всех напасти обращены,
 И человек себе первейший стал злодей.
 Как будто некая бунтующая сила
 Приятной тишине поревновала их;
 И некой язвою вселенну заразила,
 Которая ввела людей коварных, злых.
 Казалось, ад тогда разверз свою утробу
 И фурий испустил мучительных в народ,
 Дабы посеять в нем свирепство, ужас, злобу
 И человеческий терзать всечасно род.
 Казалось, естество в раскаяньи стыдилось,
 Неблагодарным свой истощевая дар,
 И небо видеть их злодейства отвратилось,
 Готовя праведный для казни их удар.
 Различные тогда узнали мы напасти:
 Числом пороков мы число узнали бед.
 Тираны новые плодили вновь пороки
 И наисчислимы злодейства в свет ввели,
 Безжалостны к другим, бесчувственны, жестоки,
 Презрели истину и честь превозмогли.
 Быв прежде в тишине покоен, изобилен,
 Обидел иль терпел обиды человек;
 Тот был счатливей всех, кто более был силен;
 Восстал на друга друг и к мщенью меч извлек,
 Иной прибыток зря, иной для тщетной славы,
 Иной свой собственный предупреждая страх.
 В свирепстве по полям текли ручьи кровавы,
 Судьба людей была в насильственных руках.
 Науки сделались орудием их мести,
 И разум растравлял жестокость общих ран;
 Не слышал человек ни должности, ни чести,
 Их глас тогда молчал и царствовал обман.
Но собственным вредом смягчаются тираны,
 Влекутся к жалости строптивые сердца,
 И чувствуют тогда свои и общи раны:
 ‘Доколе наших зол, — вещают, — ждать конца?
 Без сокращения довольно век наш краток;
 Но мы его губи]м в неистовствах своих’.
 Таков разумных сих творений был остаток,
 Когда взаимное злодейство тмило их.
 Поверженная честь у ног тиранских мертва,
 Во ускорение являлась естеству;
 Терпенье с кротостью была едина жертва,
 Котору воздавал род смертых Божеству.
 Невинность, истина, любовь и добродетель,
 Отвсюду изгнаны, взывали к небесам,
 Дабы толиких благ источник и содетель
 Им дал прибежище и кротость дал сердцам.
Прещедро Божество спускает луч на землю,
 Подобно как дает другую бытность ей,
 И от луча Творца я новый свет приемлю;
 Но где искать ему достойных олтарей?
 Когда умножились злодейства и развраты,
 Когда была земля наполнена сирот,
 Под чей покров могли гонимы быть прияты?
 Где мог прибежище найти тогда народ?
 Ко пресечению гнетущей всех напасти
 Был избран человек подать законы всем;
 Судьба народу быть в его велела власти,
 Народ, покорствуя, нарек его царем,
 Дабы он подданных согласие уставил
 И образ кротости собою им явил,
 Дабы несчастливих от гибели избавил
 И прежних тишину веков возобновил.
Народ, не знающий в своих стремленьях меры,
 Без правил собтвеных последует другим;
 Ко слабости иль к злу ведут его примеры —
 Он чувствует их вред, но подражает им.
 Ко исполненью дел его взаимность нудит;
 И добродетель все тогда любить начнут,
 Когда любить ее друг друга всяк побудит,
 Когда одни другим примеры подадут.
 Подобно к злобе тот причин находит много,
 Кто мыслит своего злодея упредить;
 Он стого судит всех, судим взаимно строго,
 И часто принужден иль гибнуть, иль губить.
Так должно, чтоб цари правленье воспримали
 Соделать лучшую для смертных в жизни часть:
 Первейший, коего народы увенчали,
 Заставил возлюбить благотворящу власть.
 Пресек причины он враждеб междоусобных,
 Невинных принял в свой надежнейший покров;
 Бессильных защитил от нападенья злобных,
 Поставил правду, суд, закон и святость слов.
 Беспечность праздная, ведущая к пороку,
 И роскошь вредная была истреблена;
 Народ, оставивший тогда войну жестоку,
 Увидел на полях спокойства семена.
 Прешли всеобщие стенания и муки;
 Узря тишайшу власть, исчез грозящий страх, —
 Тогда явили свой полезный плод науки
 И добродетелям воздвигли храм в сердцах.
Внезапно восхищен мой ум виденьем странным,
 Какая сладкая пленила мысль мечта!
 Объялись чувства вдруг восторгом несказанным,
 Отверзлись предо мной небесные врата:
 Я вижу храм судеб среди светил несчетных;
 Там путь непостижим и неприступен свет,
 Там славится всегда Отец веков безлетных,
 И тамо пишет Свой предведенье завет:
 ‘Пребудешь счатлива так долго ты, Россия,
 Как будет жить в сердцах Екатеринин глас:
 Чтоб россы завсегда хранили дни златыя
 И петь не преставал ликующий Парнас’.

