И. Н. Медведевой
I
Октябрь. Море поутру
 лежит щекой на волнорезе.
 Стручки акаций на ветру,
 как дождь на кровельном железе,
 чечетку выбивают. Луч
 светила, вставшего из моря,
 скорей пронзителен, чем жгуч;
 его пронзительности вторя,
 на весла севшие гребцы
 глядят на снежные зубцы.
II
Покуда храбрая рука
 Зюйд-Веста, о незримых пальцах,
 расчесывает облака,
 в агавах взрывчатых и пальмах
 производя переполох,
 свершивший туалет без мыла
 пророк, застигнутый врасплох
 при сотворении кумира,
 свой первый кофе пьет уже
 на набережной в неглиже.
III
Потом он прыгает, крестясь,
 в прибой, но в схватке рукопашной
 он терпит крах. Обзаведясь
 в киоске прессою вчерашней,
 он размещается в одном
 из алюминиевых кресел;
 гниют баркасы кверху дном,
 дымит на горизонте крейсер,
 и сохнут водоросли на
 затылке плоском валуна.
IV
Затем он покидает брег.
 Он лезет в гору без усилий.
 Он возвращается в ковчег
 из олеандр и бугенвилей,
 настолько сросшийся с горой,
 что днище течь дает как будто,
 когда сквозь заросли порой
 внизу проглядывает бухта;
 и стол стоит в ковчеге том,
 давно покинутом скотом.
V
Перо. Чернильница. Жара.
 И льнет линолеум к подошвам…
 И речь бежит из-под пера
 не о грядущем, но о прошлом;
 затем что автор этих строк,
 чьей проницательности беркут
 мог позавидовать, пророк,
 который нынче опровергнут,
 утратив жажду прорицать,
 на лире пробует бряцать.
VI
Приехать к морю в несезон,
 помимо матерьяльных выгод,
 имеет тот еще резон,
 что это — временный, но выход
 за скобки года, из ворот
 тюрьмы. Посмеиваясь криво,
 пусть Время взяток не берет —
 Пространство, друг, сребролюбиво!
 Орел двугривенника прав,
 четыре времени поправ!
VII
Здесь виноградники с холма
 бегут темно-зеленым туком.
 Хозяйки белые дома
 здесь топят розоватым буком.
 Петух вечерний голосит.
 Крутя замедленное сальто,
 луна разбиться не грозит
 о гладь щербатую асфальта:
 ее и тьму других светил
 залив бы с легкостью вместил.
VIII
Когда так много позади
 всего, в особенности — горя,
 поддержки чьей-нибудь не жди,
 сядь в поезд, высадись у моря.
 Оно обширнее. Оно
 и глубже. Это превосходство —
 не слишком радостное. Но
 уж если чувствовать сиротство,
 то лучше в тех местах, чей вид
 волнует, нежели язвит.
Анализ стихотворения «С видом на море» Бродского
Лейтмотив произведения «С видом на море» Иосифа Александровича Бродского – нарастающее чувство сиротства, отверженности.
Стихотворение создано в 1969 году. Его автору исполнилось 29 лет, он находится у советской власти на карандаше, уже перенес принудительное психиатрическое освидетельствование, ссылку «за тунеядство», практически не имеет возможности печататься. Впрочем, стараниями К. Чуковского, молодого поэта приняли в Группком переводчиков. И. Бродскому удалось свести знакомство с некоторыми легендами еще Серебряного века, например, с А. Ахматовой. Именно в ее доме он встретил литературоведа И. Медведеву-Томашевскую. Позднее он не раз бывал у нее в гостях в Гурзуфе. В основу стихотворения легли крымские впечатления поэта. В жанровом отношении – пейзажная лирика с философским подтекстом, рифмовка перекрестная и смежная, 8 строф. Лирический герой приезжает к морю «в несезон», в октябре. Это обстоятельство – уже знак бегства, потерянности, оторванности от кипучей жизни. Он приехал зализывать раны. Герой встречается с одиночеством и пытается быть мужественным перед его лицом. Поэт с иронией величает героя «пророком». Его глазами он смотрит на осеннее солнце. Герой купается в холодной воде, под порывами ветра. Потом «лезет в гору», как завзятый турист. В осеннем пейзаже есть скрытая от большинства отдыхающих правда, и она созвучна герою. Он сочиняет стихи. Уже не «провидческие», футуристические, а обращенные в прошлое. Кажется, будущее его больше не манит. Он уходит в минувшее и из настоящего момента. «За скобки года»: то есть, выпасть из времени (впрочем, это вряд ли), пространства. Между тем, пейзаж открыточно красив. Поэт сообщает об этом без восторга, с иронией. К примеру, если бы луна и звезды упали с неба, то утонули бы в заливе, а не разбились об асфальт. «В особенности – горя»: и травля просто за инаковость, и мучительная любовь (хотя поэт еще не знал, что дело кончится разрывом), и ощущение пустоты внутри и вокруг себя, разъединенности. Ощущение гибельное, зато без иллюзий. В финале поэт переходит на повелительное наклонение, обращается к конкретному человеку, читателю. «Не жди, сядь в поезд». Море обширнее горя. Оно лечит даже своим монументальным безразличием. Герой смиряется, вздыхает, смотрит на себя по-другому, пишет стихи не с былой экспрессией, но с почти нужной глубиной. Во всяком случае, пытается. В стихе чувствуется скрытая полемика с А. Пушкиным и его отношением к осени и морю. Лексика колоритная, местами возвышенная, есть и просторечная (лезет). Прозаизмы: кровельном железе, неглиже. Сравнение: как дождь. Повторы. Анжамбеманы (переносы): скажем, в 5-6 строке первой строфы. Олицетворение: рука ветра. Эпитет: незримых пальцах (еще и метафора). Инверсия: гниют баркасы, льнет линолеум (еще и звукопись). Ковчег: библейский Ноев ковчег. Флористические названия: олеандры, бугенвилии, виноградники, буки. Детальный крымский пейзаж. Оксюморон (нелепость): гладь щербатая.
Стихи «С видом на море» И. Бродского посвящены И. Медведевой, другу и литературоведу.


 (5 оценок, среднее: 4,20 из 5)
 (5 оценок, среднее: 4,20 из 5)
Чувственно, именно поэтому люблю творчество Бродского!
Моё самое любимое стихотворение Бродского
Это стихотворение, наверное, любят одинокие и много пережившие люди…