офорты
I
‘Он был настолько дерзок, что стремился
 познать себя…’ Не больше и не меньше,
 как самого себя.
 Для достиженья этой
 недостижимой цели он сначала
 вооружился зеркалом, но после,
 сообразив, что главная задача
 не столько в том, чтоб видеть, сколько в том,
 чтоб рассказать о виденном голландцам,
 он взялся за офортную иглу
 и принялся рассказывать.
 О чем же
 он нам поведал? Что он увидал?
Он обнаружил в зеркале лицо, которое
 само в известном смысле
 есть зеркало.
 Любое выраженье
 лица —лишь отражение того,
 что происходит с человеком в жизни.
 А происходит разное:
 сомненья,
 растерянность, надежды, гневный смех —
 как странно видеть, что одни и те же
 черты способны выразить весьма
 различные по сути ощущенья.
 Еще страннее, что в конце концов
 на смену гневу, горечи, надеждам
 и удивлению приходит маска
 спокойствия —такое ощущенье,
 как будто зеркало от всех своих
 обязанностей хочет отказаться
 и стать простым стеклом, и пропускать
 и свет и мрак без всяческих препятствий.
Таким он увидал свое лицо.
 И заключил, что человек способен
 переносить любой удар судьбы,
 что горе или радость в равной мере
 ему к лицу: как пышные одежды
 царя. И как лохмотья нищеты.
 Он все примерил и нашел, что все,
 что он примерил, оказалось впору.
II
И вот тогда он посмотрел вокруг.
 Рассматривать других имеешь право
 лишь хорошенько рассмотрев себя.
 И чередою перед ним пошли
 аптекари, солдаты, крысоловы,
 ростовщики, писатели, купцы —
 Голландия смотрела на него
 как в зеркало. И зеркало сумело
 правдиво —и на многие века —
 запечатлеть Голландию и то, что
 одна и та же вещь объединяет
 все эти — старые и молодые — лица;
 и имя этой общей вещи —свет.
Не лица разнятся, но свет различен:
 Одни, подобно лампам, изнутри
 освещены. Другие же — подобны
 всему тому, что освещают лампы.
 И в этом —суть различия.
 Но тот,
 кто создал этот свет, одновременно
 (и не без оснований) создал тень.
 А тень не просто состоянье света,
 но нечто равнозначное и даже
 порой превосходящее его.
Любое выражение лица —
 растерянность, надежда, глупость, ярость
 и даже упомянутая маска
 спокойствия —не есть заслуга жизни
 иль самых мускулов лица, но лишь
 заслуга освещенья.
 Только эти
 две вещи —тень и свет — нас превращают
 в людей.
Неправда?
 Что ж, поставьте опыт:
 задуйте свечи, опустите шторы.
 Чего во мраке стоят ваши лица?
III
Но люди думают иначе. Люди
 считают, что они о чем-то спорят,
 поступки совершают, любят, лгут,
 пророчествуют даже.
 Между тем,
 они всего лишь пользуются светом
 и часто злоупотребляют им,
 как всякой вещью, что досталась даром.
 Одни порою застят свет другим.
 Другие заслоняются от света.
 А третьи норовят затмить весь мир
 своей персоной —всякое бывает.
 А для иных он сам внезапно гаснет.
IV
И вот когда он гаснет для того,
 кого мы любим, а для нас не гаснет
 когда ты можешь видеть только лишь
 тех, на кого ты и смотреть не хочешь
 (и в том числе, на самого себя),
тогда ты обращаешь взор к тому,
 что прежде было только задним планом
 твоих портретов и картин —
 к земле…
Трагедия окончена. Актер
 уходит прочь. Но сцена —остается
 и начинает жить своею жизнью.
Что ж, в виде благодарности судьбе
 изобрази со всею страстью сцену.
Ты произнес свой монолог. Она
 переживет твои слова, твой голос
 и гром аплодисментов, и молчанье,
 столь сильно осязаемое после
 аплодисментов. А потом —тебя,
 все это пережившего.
V
Ну, что ж,
 ты это знал и раньше. Это — тоже
 дорожка в темноту.
 Но так ли надо
 страшиться мрака? Потому что мрак
 всего лишь форма сохраненья света
 от лишних трат, всего лишь форма сна,
 подобье передышки.
 А художник —
 художник должен видеть и во мраке.
Что ж, он и видит. Часть лица.
 Клочок какой-то ткани. Краешек телеги.
 Затылок чей-то. Дерево. Кувшин.
 Все это как бы сновиденья света,
 уснувшего на время крепким сном.
Но рано или поздно он проснется.

