I
Если кончу дни под крылом голубки,
 что вполне реально, раз мясорубки
 становятся роскошью малых наций —
 после множества комбинаций
 Марс перемещается ближе к пальмам;
 а сам я мухи не трону пальцем
 даже в ее апогей, в июле —
 словом, если я не умру от пули,
 если умру в постели, в пижаме,
 ибо принадлежу к великой державе,
II
то лет через двадцать, когда мой отпрыск,
 не сумев отоварить лавровый отблеск,
 сможет сам зарабатывать, я осмелюсь
 бросить свое семейство — через
 двадцать лет, окружен опекой,
 по причине безумия, в дом с аптекой
 я приду пешком, если хватит силы,
 за единственным, что о тебе в России
 мне напомнит. Хоть против правил
 возвращаться за тем, что другой оставил.
III
Это в сфере нравов сочтут прогрессом.
 Через двадцать лет я приду за креслом,
 на котором ты предо мной сидела
 в день, когда для Христова тела
 завершались распятья муки —
 в пятый день Страстной ты сидела, руки
 скрестив, как Буонапарт на Эльбе.
 И на всех перекрестках белели вербы.
 Ты сложила руки на зелень платья,
 не рискуя их раскрывать в объятья.
IV
Данная поза, при всей приязни,
 это лучшая гемма для нашей жизни.
 И она отнюдь не недвижность. Это —
 апофеоз в нас самих предмета:
 замена смиренья простым покоем.
 То есть, новый вид христианства, коим
 долг дорожить и стоять на страже
 тех, кто, должно быть, способен, даже
 когда придет Гавриил с трубою,
 мертвый предмет продолжать собою!
V
У пророков не принято быть здоровым.
 Прорицатели в массе увечны. Словом,
 я не более зряч, чем назонов Калхас.
 Потому прорицать — все равно, что кактус
 или львиный зев подносить к забралу.
 Все равно, что учить алфавит по Брайлю.
 Безнадежно. Предметов, по крайней мере,
 на тебя похожих наощупь, в мире,
 что называется, кот наплакал.
 Какова твоя жертва, таков оракул.
VI
Ты, несомненно, простишь мне этот
 гаерский тон. Это — лучший метод
 сильные чувства спасти от массы
 слабых. Греческий принцип маски
 снова в ходу. Ибо в наше время
 сильные гибнут. Тогда как племя
 слабых — плодится и врозь и оптом.
 Прими же сегодня, как мой постскриптум
 к теории Дарвина, столь пожухлой,
 эту новую правду джунглей.
VII
Через двадцать лет, ибо легче вспомнить
 то, что отсутствует, чем восполнить
 это чем-то иным снаружи;
 ибо отсутствие права хуже,
 чем твое отсутствие, — новый Гоголь,
 насмотреться сумею, бесспорно, вдоволь,
 без оглядки вспять, без былой опаски, —
 как волшебный фонарь Христовой Пасхи
 оживляет под звуки воды из крана
 спинку кресла пустого, как холст экрана.
VIII
В нашем прошлом — величье. В грядущем — проза.
 Ибо с кресла пустого не больше спроса,
 чем с тебя, в нем сидевшей Ла Гарды тише,
 руки сложив, как писал я выше.
 Впрочем, в сумме своей наших дней объятья
 много меньше раскинутых рук распятья.
 Так что эта находка певца хромого
 сейчас, на Страстной Шестьдесят Седьмого,
 предо мной маячит подобьем вето
 на прыжки в девяностые годы века.
IX
Если меня не спасет та птичка,
 то есть, если она не снесет яичка
 и в сем лабиринте без Ариадны
 (ибо у смерти есть варианты,
 предвидеть которые — тоже доблесть)
 я останусь один и, увы, сподоблюсь
 холеры, доноса, отправки в лагерь,
 то — если только не ложь, что Лазарь
 был воскрешен, то я сам воскресну.
 Тем скорее, знаешь, приближусь к креслу.
X
Впрочем, спешка глупа и греховна. Vale!
 То есть некуда так поспешать. Едва ли
 может крепкому креслу грозить погибель.
 Ибо у нас на Востоке мебель
 служит трем поколеньям кряду.
 А я исключаю пожар и кражу.
 Страшней, что смешать его могут с кучей
 других при уборке. На этот случай
 я даже сделать готов зарубки,
 изобразив голубка’ голу’бки.
XI
Пусть теперь кружит, как пчелы ульев,
 по общим орбитам столов и стульев
 кресло твое по ночной столовой.
 Клеймо — не позор, а основа новой
 астрономии, что — перейдем на шепот —
 подтверждает армейско-тюремный опыт:
 заклейменные вещи — источник твердых
 взглядов на мир у живых и мертвых.
 Так что мне не взирать, как в подобны лица,
 на похожие кресла с тоской Улисса.
XII
Я — не сборщик реликвий. Подумай, если
 эта речь длинновата, что речь о кресле
 только повод проникнуть в другие сферы.
 Ибо от всякой великой веры
 остаются, как правило, только мощи.
 Так суди же о силе любви, коль вещи
 те, к которым ты прикоснулась ныне,
 превращаю — при жизни твоей — в святыни.
 Посмотри: доказуют такие нравы
 не величье певца, но его державы.
XIII
Русский орел, потеряв корону,
 напоминает сейчас ворону.
 Его, горделивый недавно, клекот
 теперь превратился в картавый рокот.
 Это — старость орлов или — голос страсти,
 обернувшийся следствием, эхом власти.
 И любовная песня — немногим тише.
 Любовь — имперское чувство. Ты же
 такова, что Россия, к своей удаче,
 говорить не может с тобой иначе.
XIV
Кресло стоит и вбирает теплый
 воздух прихожей. В стояк за каплей
 падает капля из крана. Скромно
 стрекочет будильник под лампой. Ровно
 падает свет на пустые стены
 и на цветы у окна, чьи тени
 стремятся за раму продлить квартиру.
 И вместе все создает картину
 того в этот миг — и вдали, и возле —
 как было до нас. И как будет после.
XV
Доброй ночи тебе, да и мне — не бденья.
 Доброй ночи стране моей для сведенья
 личных счетов со мной пожелай оттуда,
 где, посредством верст или просто чуда,
 ты превратишься в почтовый адрес.
 Деревья шумят за окном, и абрис
 крыш представляет границу суток…
 В неподвижном теле порой рассудок
 открывает в руке, как в печи, заслонку.
 И перо за тобою бежит в догонку.
XVI
Не догонит!.. Поелику ты — как облак.
 То есть, облик девы, конечно, облик
 души для мужчины. Не так ли, Муза?
 В этом причины и смерть союза.
 Ибо души — бесплотны. Ну что ж, тем дальше
 ты от меня. Не догонит!.. Дай же
 на прощание руку. На том спасибо.
 Величава наша разлука, ибо
 навсегда расстаемся. Смолкает цитра.
 Навсегда — не слово, а вправду цифра,
 чьи нули, когда мы зарастем травою,
 перекроют эпоху и век с лихвою.



 (3 оценок, среднее: 3,67 из 5)
 (3 оценок, среднее: 3,67 из 5)
»Смолкает цитра, навсегда- не слово, а правда цифра», и это пройдет, а вечность расставания неизменна и неизбежна. Все пытается изменить порядок вещей лирический герой, раскрыть руки любимой для объятий, увести из застывшей обстановки дома. Но….грустно и неподъемно. Метания безуспешны.
Очень нравится произведения Бродского!!!