Не то — лунный кратер, не то — колизей; не то —
 где-то в горах. И человек в пальто
 беседует с человеком, сжимающим в пальцах посох.
 Неподалеку собачка ищет пожрать в отбросах.
Не важно, о чем они говорят. Видать,
 о возвышенном; о таких предметах, как благодать
 и стремление к истине. Об этом неодолимом
 чувстве вполне естественно беседовать с пилигримом.
Скалы — или остатки былых колонн —
 покрыты дикой растительностью. И наклон
 головы пилигрима свидетельствует об известной
 примиренности — с миром вообще и с местной
фауной в частности. ‘Да’, говорит его
 поза, ‘мне все равно, если колется. Ничего
 страшного в этом нет. Колкость — одно из многих
 свойств, присущих поверхности. Взять хоть четвероногих:
их она не смущает; и нас не должна, зане
 ног у нас вдвое меньше. Может быть, на Луне
 все обстоит иначе. Но здесь, где обычно с прошлым
 смешано настоящее, колкость дает подошвам
— и босиком особенно — почувствовать, так сказать,
 разницу. В принципе, осязать
 можно лишь настоящее — естественно, приспособив
 к этому эпидерму. И отрицаю обувь’.
Все-таки, это — в горах. Или же — посреди
 древних руин. И руки, скрещенные на груди
 того, что в пальто, подчеркивают, насколько он неподвижен.
 ‘Да’, гласит его поза, ‘в принципе, кровли хижин
смахивают силуэтом на очертанья гор.
 Это, конечно, не к чести хижин и не в укор
 горным вершинам, но подтверждает склонность
 природы к простой геометрии. То есть, освоив конус,
она чуть-чуть увлеклась. И горы издалека
 схожи с крестьянским жилищем, с хижиной батрака
 вблизи. Не нужно быть сильно пьяным,
 чтоб обнаружить сходство временного с постоянным
и настоящего с прошлым. Тем более — при ходьбе.
 И если вы — пилигрим, вы знаете, что судьбе
 угодней, чтоб человек себя полагал слугою
 оставшегося за спиной, чем гравия под ногою
и марева впереди. Марево впереди
 представляется будущим и говорит ‘иди
 ко мне’. Но по мере вашего к мареву приближенья
 оно обретает, редея, знакомое выраженье
прошлого: те же склоны, те же пучки травы.
 Поэтому я обут’. ‘Но так и возникли вы, —
 не соглашается с ним пилигрим. — Забавно,
 что вы так выражаетесь. Ибо совсем недавно
вы были лишь точкой в мареве, потом разрослись в пятно’.
 ‘Ах, мы всего лишь два прошлых. Два прошлых дают одно
 настоящее. И это, замечу, в лучшем
 случае. В худшем — мы не получим
даже и этого. В худшем случае, карандаш
 или игла художника изобразят пейзаж
 без нас. Очарованный дымкой, далью,
 глаз художника вправе вообще пренебречь деталью
— то есть моим и вашим существованьем. Мы —
 то, в чем пейзаж не нуждается как в пирогах кумы.
 Ни в настоящем, ни в будущем. Тем более — в их гибриде.
 Видите ли, пейзаж есть прошлое в чистом виде,
лишившееся обладателя. Когда оно — просто цвет
 вещи на расстояньи; ее ответ
 на привычку пространства распоряжаться телом
 по-своему. И поэтому прошлое может быть черно-белым,
коричневым, темно-зеленым. Вот почему порой
 художник оказывается заворожен горой
 или, скажем, развалинами. И надо отдать Джованни
 должное, ибо Джованни внимателен к мелкой рвани
вроде нас, созерцая то Альпы, то древний Рим’.
 ‘Вы, значит, возникли из прошлого?’ — волнуется пилигрим.
 Но собеседник умолк, разглядывая устало
 собачку, которая все-таки что-то себе достала
поужинать в груде мусора и вот-вот
 взвизгнет от счастья, что и она живет.
 ‘Да нет, — наконец он роняет. — Мы здесь просто так, гуляем’.
 И тут пейзаж оглашается заливистым сучьим лаем.


