I
Он умер в январе, в начале года.
 Под фонарем стоял мороз у входа.
 Не успевала показать природа
 ему своих красот кордебалет.
 От снега стекла становились у’же.
 Под фонарем стоял глашатай стужи.
 На перекрестках замерзали лужи.
 И дверь он запер на цепочку лет.
Наследство дней не упрекнет в банкротстве
 семейство Муз. При всем своем сиротстве,
 поэзия основана на сходстве
 бегущих вдаль однообразных дней.
 Плеснув в зрачке и растворившись в лимфе,
 она сродни лишь эолийской нимфе,
 как друг Нарцисс. Но в календарной рифме
 она другим наверняка видней.
Без злых гримас, без помышленья злого,
 из всех щедрот Большого Каталога
 смерть выбирает не красоты слога,
 а неизменно самого певца.
 Ей не нужны поля и перелески,
 моря во всем великолепном блеске;
 она щедра, на небольшом отрезке
 себе позволив накоплять сердца.
На пустырях уже пылали елки,
 и выметались за порог осколки,
 и водворялись ангелы на полке.
 Католик, он дожил до Рождества.
 Но, словно море в шумный час прилива,
 за волнолом плеснувши, справедливо
 назад вбирает волны, торопливо
 от своего ушел он торжества.
Уже не Бог, а только Время, Время
 зовет его. И молодое племя
 огромных волн его движенья бремя
 на самый край цветущей бахромы
 легко возносит и, простившись, бьется
 о край земли, в избытке сил смеется.
 И январем его залив вдается
 в ту сушу дней, где остаемся мы.
II
Читающие в лицах, маги, где вы?
 Сюда! И поддержите ореол:
 Две скорбные фигуры смотрят в пол.
 Они поют. Как схожи их напевы!
 Две девы — и нельзя сказать, что девы.
 Не страсть, а боль определяет пол.
 Одна похожа на Адама впол-
 оборота, но прическа — Евы.
Склоняя лица сонные свои,
 Америка, где он родился, и —
 и Англия, где умер он, унылы,
 стоят по сторонам его могилы.
 И туч плывут по небу корабли.
Но каждая могила — край земли.
III
Аполлон, сними венок,
 положи его у ног
 Элиота, как предел
 для бессмертья в мире тел.
Шум шагов и лиры звук
 будет помнить лес вокруг.
 Будет памяти служить
 только то, что будет жить.
Будет помнить лес и дол.
 Будет помнить сам Эол.
 Будет помнить каждый злак,
 как хотел Гораций Флакк.
Томас Стерн, не бойся коз.
 Безопасен сенокос.
 Память, если не гранит,
 одуванчик сохранит.
Так любовь уходит прочь,
 навсегда, в чужую ночь,
 прерывая крик, слова,
 став незримой, хоть жива.
Ты ушел к другим, но мы
 называем царством тьмы
 этот край, который скрыт.
 Это ревность так велит.
Будет помнить лес и луг.
 Будет помнить всё вокруг.
 Словно тело — мир не пуст! —
 помнит ласку рук и уст.

