Век скоро кончится, но раньше кончусь я.
 Это, боюсь, не вопрос чутья.
 Скорее — влиянье небытия
на бытие. Охотника, так сказать, на дичь —
 будь то сердечная мышца или кирпич.
 Мы слышим, как свищет бич,
пытаясь припомнить отчества тех, кто нас любил,
 барахтаясь в скользких руках лепил.
 Мир больше не тот, что был
прежде, когда в нем царили страх, абажур, фокстрот,
 кушетка и комбинация, соль острот.
 Кто думал, что их сотрет,
как резинкой с бумаги усилья карандаша,
 время? Никто, ни одна душа.
 Однако время, шурша,
сделало именно это. Поди его упрекни.
 Теперь повсюду антенны, подростки, пни
 вместо деревьев. Ни
в кафе не встретить сподвижника, раздавленного судьбой,
 ни в баре уставшего пробовать возвыситься над собой
 ангела в голубой
юбке и кофточке. Всюду полно людей,
 стоящих то плотной толпой, то в виде очередей;
 тиран уже не злодей,
но посредственность. Также автомобиль
 больше не роскошь, но способ выбить пыль
 из улицы, где костыль
инвалида, поди, навсегда умолк;
 и ребенок считает, что серый волк
 страшней, чем пехотный полк.
И как-то тянет все чаще прикладывать носовой
 к органу зрения, занятому листвой,
 принимая на свой
счет возникающий в ней пробел,
 глаголы в прошедшем времени, букву ‘л’,
 арию, что пропел
голос кукушки. Теперь он звучит грубей,
 чем тот же Каварадосси — примерно как ‘хоть убей’
 или ‘больше не пей’ —
и рука выпускает пустой графин.
 Однако в дверях не священник и не раввин,
 но эра по кличке фин-
де-сьекль. Модно все черное: сорочка, чулки, белье.
 Когда в результате вы все это с нее
 стаскиваете, жилье
озаряется светом примерно в тридцать ватт,
 но с уст вместо радостного ‘виват!’
 срывается ‘виноват’.
Новые времена! Печальные времена!
 Вещи в витринах, носящие собственные имена,
 делятся ими на
те, которыми вы в состоянии пользоваться, и те,
 которые, по собственной темноте,
 вы приравниваете к мечте
человечества — в сущности, от него
 другого ждать не приходится — о нео-
 душевленности холуя и о
вообще анонимности. Это, увы, итог
 размножения, чей исток
 не брюки и не Восток,
но электричество. Век на исходе. Бег
 времени требует жертвы, развалины. Баальбек
 его не устраивает; человек
тоже. Подай ему чувства, мысли, плюс
 воспоминания. Таков аппетит и вкус
 времени. Не тороплюсь,
но подаю. Я не трус; я готов быть предметом из
 прошлого, если таков каприз
 времени, сверху вниз
смотрящего — или через плечо —
 на свою добычу, на то, что еще
 шевелится и горячо
наощупь. Я готов, чтоб меня песком
 занесло и чтоб на меня пешком
 путешествующий глазком
объектива не посмотрел и не
 исполнился сильных чувств. По мне,
 движущееся вовне
время не стоит внимания. Движущееся назад
 сто’ит, или стои’т, как иной фасад,
 смахивая то на сад,
то на партию в шахматы. Век был, в конце концов,
 неплох. Разве что мертвецов
 в избытке — но и жильцов,
исключая автора данных строк,
 тоже хоть отбавляй, и впрок
 впору, давая срок,
мариновать или сбивать их в сыр
 в камерной версии черных дыр,
 в космосе. Либо — самый мир
сфотографировать и размножить — шесть
 на девять, что исключает лесть —
 чтоб им после не лезть
впопыхах друг на дружку, как штабель дров.
 Под аккомпанемент авиакатастроф,
 век кончается; Проф.
бубнит, тыча пальцем вверх, о слоях земной
 атмосферы, что объясняет зной,
 а не как из одной
точки попасть туда, где к составу туч
 примешиваются наши ‘спаси’, ‘не мучь’,
 ‘прости’, вынуждая луч
разменивать его золото на серебро.
 Но век, собирая свое добро,
 расценивает как ретро
и это. На полюсе лает лайка и реет флаг.
 На западе глядят на Восток в кулак,
 видят забор, барак,
в котором царит оживление. Вспугнуты лесом рук,
 птицы вспархивают и летят на юг,
 где есть арык, урюк,
пальма, тюрбаны, и где-то звучит там-там.
 Но, присматриваясь к чужим чертам,
 ясно, что там и там
главное сходство между простым пятном
 и, скажем, классическим полотном
 в том, что вы их в одном
экземпляре не встретите. Природа, как бард вчера —
 копирку, как мысль чела —
 букву, как рой — пчела,
искренне ценит принцип массовости, тираж,
 страшась исключительности, пропаж
 энергии, лучший страж
каковой есть распущенность. Пространство заселено.
 Трению времени о него вольно
 усиливаться сколько влезет. Но
ваше веко смыкается. Только одни моря
 невозмутимо синеют, издали говоря
 то слово ‘заря’, то — ‘зря’.
И, услышавши это, хочется бросить рыть
 землю, сесть на пароход и плыть,
 и плыть — не с целью открыть
остров или растенье, прелесть иных широт,
 новые организмы, но ровно наоборот;
 главным образом — рот.
 __________________
 Fin de siecle — конец века (франц.).

