1
Сдав все свои экзамены, она
 к себе в субботу пригласила друга,
 был вечер, и закупорена туго
 была бутылка красного вина.
А воскресенье началось с дождя,
 и гость, на цыпочках прокравшись между
 скрипучих стульев, снял свою одежду
 с неплотно в стену вбитого гвоздя.
Она достала чашку со стола
 и выплеснула в рот остатки чая,
 квартира в этот час уже спала.
 Она лежала в ванне, ощущая
Всей кожей облупившееся дно,
 и пустота, благоухая мылом,
 ползла в нее через еще одно
 отверстие, знакомящее с миром.
2
Дверь тихо притворившая рука
 была – он вздрогнул – выпачкана, пряча
 ее в карман, он услыхал, как сдача
 с вина плеснула в недра пиджака.
Проспект был пуст. Из водосточных труб
 лилась вода, сметавшая окурки
 он вспомнил гвоздь и струйку штукатурки,
 и почему-то вдруг с набрякших губ
сорвалось слово (Боже упаси
 от всякого его запечатленья),
 и если б тут не подошло такси,
 остолбенел бы он от изумленья.
Он раздевался в комнате своей,
 не глядя на пропахивающий потом
 ключ, подходящий к множеству дверей,
 ошеломленный первым оборотом.
Анализ стихотворения «Дебют» Бродского
Иосиф Александрович Бродский — явление на поэтическом небосклоне как русской, так и американской культуры. Его характерный стиль лучше всего прослеживается в неоднозначном стихотворении 1970 года «Дебют».
Произведение создано в 1970 году, его автору 30 лет, он прошел арест и ссылку, принудительное обследование в психиатрической больнице, до эмиграции ему осталось 2 года. Он много писал и считался одним из самых даровитых молодых поэтов того времени. По жанру — любовная лирика, по размеру — ямб с охватной рифмой, 8 строф. Рифмы открытые и закрытые, мужские чередуются с женскими. Лирических героев два — она и он. Композиция сюжетная, симметричная.
В стихотворении описаны студенческие реалии тех лет. После сдачи экзаменов, как награду себе, как веху на пути — студентка в субботу вечером приглашает к себе друга. Квартира явно съемная. Любопытство юности, грубая деловитость чувствуется во всех их действиях. Каждый из них думает, что он — хозяин ситуации. Она, пожалуй, циничнее его: властная инициатива исходит от нее, она же выставляет наутро студента за дверь. Он же просто воспользовался «удачей». Человек для них — лишь средство. Задача И. Бродского — не описание первого любовного опыта, а анализ психологического состояния героев после него. Оба ошеломлены, осмыслить собираются позже. Максимализм, желание самоутвердиться, бравирование отношением к любви как к просто физиологии руководят героями. После «дебюта» оба сбиты с толку, хотя и не признаются в этом: одиночество никуда не девается, они такие же чужие друг другу люди, как и были. Да и сам «дебют» им кажется нелепым, незначительным — не таким он представлялся раньше. История превращается в фарс, любовь — в перечень казенных деталей. Чувствуется ирония поэта, и даже жалость: эти двое вошли-таки во «взрослую» жизнь, но начали они с отчуждения, эгоизма, и память их сохранит эти моменты.
Стихотворение построено не на противопоставлении, а симметрии происходящего, поэт препарирует обоих героев. Лексика просторечная, даже казенная. Невинность девушки сравнивается с «туго закупоренной бутылкой». Героиня «выплеснула в рот остатки чая», герой присвистнул и грязно выругался. Так завершается «Дебют».
У поэта И. Бродского уникальная судьба: в защиту его таланта выступили Д. Шостакович, А. Твардовский, К. Паустовский. Успел он и сблизиться с давно ушедшим Серебряным веком — через общение с А. Ахматовой. Его стихи стали частью мирового литературного наследия.


 (28 оценок, среднее: 4,61 из 5)
 (28 оценок, среднее: 4,61 из 5)