Над нами гнет незыблемой судьбы…
 Мирра Лохвицкая
1
 Ирэн жила в пейзажах Крыма,
 На уличке Бахчисарая —
 Вы помните Бахчисарай? —
 Где целый день мелькают мимо
 Красоты сказочного края,
 Где каждый красочен сарай.
 О, что за благодатный край
 С цветами — блюдцами магнолий,
 Со звездочными кизилями
 И с гиацинтными полями,
 Средь абрикосовых фриволей, —
 Изрозопудренных Маркиз, —
 Душистых, как сама Балькис!
 2
 А эти белые мечети
 И стрельчатые минареты,
 Воспетый Пушкиным фонтан?
 Забыть ли мне виденья эти?
 Теперь в лета — анахореты
 Я ими плавно обуян.
 И ты, Гирей, ты, неуч-хан,
 Мне представляешься отныне
 Культурным, тонким человеком,
 Так я разочарован веком,
 Разбившим вечные святыни,
 Проклявшим грезу и сирень,
 Картуз надевшим набекрень…
 3
 Живя в Крыму и Крыму рада,
 Ирэн забыла все былое, —
 Своих знакомых и родных.
 В стране прекрасной винограда
 Позабывается все злое…
 Она в мечтах своих цветных
 Ждала восторгов лишь земных,
 Но поэтических. Эксцессно
 Настроенная, миловидна,
 Со средствами. Такой обидно
 Не жить «вовсю». «В морали тесно» —
 Излюбленный в наш век рефрен —
 Был лозунгом моей Ирэн.
 4
 Вакх Александрович был статный
 И далеко еще не старый
 Блистательный кавалергард.
 И каждый август аккуратно
 Его влекли к себе татары,
 И в августе был некий март:
 Тревога, зовы и азарт.
 Свою жену отправив в Ниццу
 (Она не выносила Крыма),
 Он ехал в Ялту в блеске грима.
 Предпочитая «заграницу»
 Красотам Таврии, жена
 Была ему полуверна.
 5
 Произошло знакомство просто:
 Ирэн на палевой кобыле
 Неслась стремительно в Мисхор,
 Как вдруг у маленького моста,
 Где поворот, — автомобили,
 И прямо на нее мотор.
 Лошадка на дыбы. Звяк шпор.
 Гудок. Испуг. Успокоенья
 Слова. И бархат баритона…
 Глаза сафирового тона…
 И бесконечны извиненья…
 И томен ласковый грасир:
 Война на миг, и тотчас — мир.
 6
 Он ей понравился. Она же
 Ему казалась очень спецной.
 Затем отправились они —
 Барон в моторном экипаже,
 Она — верхом, и пело сердце.
 И в Ялте теплились огни.
 Мисхор проехали. Одни
 Их окружали кипарисы,
 Не удивляясь быстрой связи,
 На юге частой. Ночь, в экстазе,
 Вдыхала трепетно ирисы.
 Бродили тени от маслин,
 И плакал стрекот мандолин.
 7
 Любовь по существу банальна.
 Оригинальное в оттенках.
 Сюрпризы любят ткать сюжет.
 Всегда судьба любви печальна.
 О парижанках иль о венках
 Рассказывает вам поэт.
 Давно любви бессмертной нет.
 Лишь ряд коротеньких «любовей» —
 Иллюзия невоплотимой
 Любви к Исканной и Любимой.
 Пусть мы пребудем в вечном зове
 Недосягаемой жены, —
 Мы в промежутках жить должны.
 8
 Одну мы любим за характер,
 Другую за ее таланты,
 А третью — только за глаза.
 Порой мечтаем мы о яхте,
 Порою нас влекут куранты,
 Порою — цирк, порой — «Заза».
 И если неба бирюза
 Порой затучена, то чувства
 Подвластны измененьям чаще.
 Итак, рассказ мой настоящий —
 В канонах строгого искусства —
 Вам повествует о любви,
 Которой нет, как ни зови!
 9
 Не правда ль, элегантна Ялта,
 Столица бархата и шелка,
 Изыскно-женского цветник?
 Он на коленях (генерал-то!)
 Молил Ирэн не мучить колко,
 А показать ему дневник, —
 Загадочнейшую из книг, —
 Где свойственным ей резким слогом
 Она размашисто писала,
 Где девственность, цинизм и «сало»
 В чередованьи были строгом,
 Где предрассудкам злой укор,
 Где все всему наперекор.
 10
 Тон их знакомства был фриволен,
 Непринужден и слишком легок,
 А в дневнике — ее душа.
 Но от отказа чуть не болен
 Барон настаивал, так робок,
 Так нежно-мил, что, не спеша,
 Она, игриво распуша
 Его за дерзость приставанья,
 Раз в Ореанде в синий вечер,
 Дней через двадцать после встречи,
 Решила дать дневник, вниманье —
 Не любопытство! — усмотрев
 В мольбах. Читал он, побледнев:
 11
 — Люблю любовь, в нее не веря,
 Ищу его, его не зная.
 И нет его, и он — во всех.
 Уйдет любовник — не потеря:
 Уже идет любовь иная.
 За смехом грусть. За скорбью — смех.
 Грешна лишь фальшь. Безгрешен грех.
 Условность — это для ослицы
 Хомут. А воль всегда напевна.
 «Княгиня Марья Алексевна» —
 Весьма бескрыла в роли птицы,
 Скорей напоминая тлю.
 Я мнений света не терплю.
 12
 Пусть я со всяким похотлива,
 Но в этом я не виновата:
 Страсть? Лишь единственному страсть
 Пример в природе: даже слива
 Душисто-сизо-синевата
 Цветет, чтобы, созрев, упасть, —
 Ах, все равно в какую пасть,
 Раз рта с красивым очертаньем
 Не будет к мигу созреванья…
 Так: есть предел для нагреванья
 И чувств людских. Обречь скитаньям
 Бесцельным за своей мечтой
 Себя — считаю я тщетой.
 13
 «Одна непереносна дума:
 Он, цельный, для меня раздроблен:
 Мужчина плюс, мужчина плюс —
 До бесконечности… Вся сумма —
 Единственный, что уподоблен
 Несбыточному. Этот груз
 Несу я юности. Медуз
 Ко дну дредноута присоска —
 Вот в чем мое предназначенье,
 Вот символ моего мученья», —
 Ирэн размашисто и броско
 В своем писала дневнике,
 И Вакх, читая, стыл в тоске.
 14
 Раздался гулкий взрыв контраста:
 Ее изящная веселость,
 Ее общительность — и вдруг… —
 Да, то встречается не часто! —
 Вдруг эта мрачная тяжелость
 И этот неизбывный круг —
 Так непредвиденно, мой друг! —
 Душа заключена в котором,
 Но и не в этом главный ужас,
 А в том, что с детства Вакх к тому же
 С тоской пришел. Кричащим взором
 Веранду генерал обвел
 И голову склонил на стол…
 15
 Ирэн со странною улыбкой
 Смотрела на его кончину
 И что-то силилась понять.
 Вдруг Ореанда стала зыбкой:
 Постигла женщина причину,
 Попробовала с места встать,
 Присела, поднялась опять,
 Но пол стал скользок, — и поплыли
 И сад, и горы, и веранда;
 И озарилась Ореанда
 Предсмертным криком, на полмили
 Сверкающим из темноты:
 — Единственный! ведь это ты!

