1
 В этот вечер рыба не клевала,
 И мой стоящий галиот
 Плыл в финский эпос «Калевала»:
 Мечта свершала свой полет,
 И несмотря на то, что лодку
 Держали цепко якорьки
 И по соседнему болотку
 Бродили странные зверьки,
 Мысль отвлекавшие, — на это,
 Я повторяю: не смотря, —
 Междупланетная комета,
 Мечта летала, лёт быстря,
 Моих озерных игр Прилепа
 С тоской рванула поплавок:
 Так был нарушен финский эпос,
 Который дать поэзу мог…
 Зевнув, удилище сложила
 И положила в галиот;
 Терпенье истощив, решила:
 «Сегодня рыба не клюет.
 Домой не хочется, однако:
 Люблю на озере закат.
 Побудем на воде до мрака, —
 Вернемся к ужину назад.
 Снимайся с якоря. Приякорь
 В Янтарной бухте, встав под скат,
 Где, помнишь, как-то куропаток
 Вспугнули мы, а сам меж тем
 Мне расскажи про психопаток:
 Ты, знаю, мастер этих тем»…
 Возможно ль отказать Прилепе
 В пустячной просьбе? Почему ж
 Моих былых великолепий
 Не вспомнить маленькую чушь?…
 2
 — Среди моих «северянисток»,
 Я помню, были две сестры,
 Которых медицинский выступ —
 До времени и до поры —
 Их, этих дев, в меня влюбленных,
 Привел бы в дом умалишенных…
 Они прислали пару дюжин
 Мне писем, бегали вослед.
 Одна из этих двух «жемчужин»
 Подписывалась Violette
 И даже приезжала в Тойлу,
 Когда в пятнадцатом году
 Я жил на даче там, но «ой-ру»
 Я не люблю, ей на беду,
 Предпочитая «ой-ре» этой
 Нео-классический балет…
 И вот — осталась нераздетой,
 Раздеться жаждя, Violette…
 Что делать? Пьян иною «вишней
 В вине» я был тогда, и сон
 Иной я видел. Так излишне
 Истратилась на пансион
 Девица, проживя неделю,
 Мне назначая rendez-vous…
 Ответного не вызвав хмелю,
 Она вернулась на Неву.
 О, с лентой черною букеты,
 Подброшенные на крыльцо!
 О, незнакомой Виолетты
 Невиданное мной лицо!
 3
 Ее сестра была смелее,
 И вот в один несчастный день
 Вдруг появилась на аллее
 «Ивановки», как дребедень:
 Лет сорока пяти, очкаста,
 С бульдожьим ртом, бледна, как мел,
 Она себе сказала: «Баста
 Мечтать: да будет шаг мой смел!»
 И потому, без приглашенья,
 Не будучи знакома, вдруг,
 Как очень скверное виденье,
 Явилась; вызвав мой испуг.
 Моя жена (не ты, Прилепа, —
 Была другая — тип Зизи…)
 Шепнула: «Как она нелепа,
 И как трудны твои стези!..»
 Приехавшая психопатка
 Мне отпустила комплимент,
 Глаза закатывая сладко:
 «Вы — колоссальный декадент»…
 Твердила о своем восторге
 Пред «царственным» моим стихом
 И голосом кабацких оргий
 Читала, пополам с грехом,
 Мне самому мои пиесы
 На мой же собственный мотив!..
 И из себя, как поэтессы,
 Шипела, как локомотив,
 Бездарные стереотипы,
 Аляповатые клише…
 Ах, эти «цоканья» и «всхлипы»
 Мне были так не по душе!
 4
 Я видел: между нами бездна,
 Но я молчал, молчал любезно,
 Давно приняв рецепт Гюго:
 С бездарью ссора бесполезна
 И не изменит ничего; —
 Бездарь не прекратит писанья,
 Какое б ты ей резюме
 Ни наложил; храни молчанье:
 Она себе ведь на уме…
 Когда какой-нибудь поэтик
 Стихами донимал Гюго,
 Гюго, стихи бросая эти,
 К себе любезно звал его,
 В изысканнейших выраженьях
 Благодаря его в письме
 За «истинное наслажденье»,
 За «луч, сияющий во тьме»…
 Когда ж «на зов» версификатор
 Шел «в гости», пьяный от похвал,
 Величественный триумфатор
 Поэтика не принимал…
 Но я доступностью недаром
 Известен был на всю страну…
 Ах, я писателям поджарым
 Не намекал: «Я вас турну…»
 Всех принимая, слушал стойко, —
 До обморока иногда…
 Меня дурманили, как стойка
 В трактире, эти господа!
 Ты знаешь? эта графоманка
 Себе избрала псевдоним
 Шокирующий: «Северянка» —
 И стала действовать под ним!
 5
 Хрустя, как бы жуя галеты,
 Она читала ерунду.
 Я, ради смеха, приведу
 Пародию на те куплеты:
 «Я лыжебежец и гарцор!
 Я грежу ль? да! о мглистый сланец
 Моих разбегов льдяный танец…»
 И дальше в этом роде вздор.
 В какой вошла она азарт
 И совершенно позабыла.
 Что выкрала, в разгаре пыла,
 «Моих разбегов льдяный старт»
 Из моего стихотворенья,
 Одно лишь слово изменя…
 Но я не высказал сомненья,
 Что эта строчка из меня!
 Она подумала, должно быть,
 Что я не знал своих стихов…
 Когда пускает лампа копоть,
 Фитиль я приспустить готов…
 А если это с опозданьем,
 Придется открывать окно…
 Так и с назойливым созданьем
 Мне было поступить дано,
 Но то впоследствии… Об этом
 Скажу всего в двух-трех словах.
 Вообразя себя поэтом,
 Она твердила о стихах
 Весьма решительно и нагло,
 Пока однажды не иссякла,
 Когда я сделал некий «взмах»…
 6
 Один хороший мой знакомый,
 Большой ироник и шутник,
 Над поэтессой невесомой
 Смеясь в душе своей, поник
 Для вида грустно головою,
 И на вопрос ее, что с ним, —
 Ответил: «Занят я вдовою, —
 Царицей Ингрид я томим.
 Мне кажется, не с Вас ли Ингрид
 Написана? признайтесь мне…»
 И поэтесса глаз своих тигрит,
 Оставшись с ним наедине:
 «Да что Вы? разве я похожа
 На королеву?» — говорит.
 И вдруг решает: «Hy, так что же?
 Конечно, это я — Ингрид!»
 С тех пор (о, бедная поэма!
 О, бедная моя мечта!)
 Воробушкина ищет крэма
 Для носа, носом занята.
 Воробушкина королевой
 Мнит не шутя себя, — всерьез
 И, будучи престарой девой,
 Томится от запретных грез.
 О, раз Воробушкина — Ингрид,
 Конечно, Эрик — сам поэт!..
 И снова взор она свой тигрит,
 Слагая тигровый куплет…
 7
 Она приходит к нам так часто,
 Что чаще трудно приходить…
 Она по-прежнему очкаста,
 Еще очкастей, может быть!..
 Она такие «куры строит»,
 Что вспугивает даже кур,
 Она так охает, так ноет,
 Что Эрик был не белокур,
 А «вроде Вас — шатен кудрявый…
 И римский профиль… как у Вас…»
 С такой ухмылкою лукавой
 Подмигивает сивый глаз,
 Что я в отчаяньи тоскую
 И до упаду хохочу,
 Смотря на Ингрид, но такую,
 Какую вовсе не хочу…
 8
 Могло бы это продолжаться
 До бесконечности, но раз
 Пришлось заночевать остаться
 Версификаторше у нас.
 Но прежде чем уснуть в столовой,
 Она спросила у жены:
 «Ваш муж, не правда ли, бедовый?
 Вы поручиться мне должны,
 Что выйду…» Легкая заминка
 В ее чудовищных словах.
 О, святость фразы Метэрлинка
 В гнилых кощунственных устах!
 А утром с наглою ухмылкой
 Смотрела прямо мне в глаза,
 Игриво помахала вилкой,
 Рот по привычке облизав…
 И вдруг внезапно вопросила,
 Что называется, врасплох:
 «Не правда ль, я большая сила
 И стих мой далеко не плох?»
 Но я, женой предупрежденный
 О фразе дерзостно-больной,
 Сказал, сердито раздраженный
 Всей этой вздорной чепухой,
 О всем о том, что накипело
 В глубинах сердца моего,
 Чего сказать бы не посмела
 Корректность Виктора Гюго!
 9
 Я разобрал ее стихозы
 «По косточкам», как говорят,
 Все эти «розы» и «березы»,
 Поставил все «заставки» в ряд, —
 Все эти «алые закаты»,
 Все эти «шумные моря».
 Все эти «пышные палаты», —
 Всю дрянь, короче говоря!
 И указал, какой шутихой
 Она является у нас…
 Воробушкина стала тихой,
 Как бы готовясь «ананас, —
 Как метко выразился Белый, —
 С размаха в небо запустить»…
 Да, стала тихой, оробелой,
 Казалось, жаждущей грустить…
 И вдруг, с ухмылкой нездоровой,
 Шепнула, потупляя глаз:
 «Вы оттого такой суровый,
 Что до сих пор не отдалась
 Я Вам, как этого Вы ждали…
 Сознайтесь, ждали ведь?» — Мой смех,
 Прилепа, слышен был из дали,
 Из дали дней далеких тех.
 * * *
 Я, хохоча, срывал морошку.
 Жена, со смехом в свой черед,
 Готовясь «размотать дорожку»,
 Сказала: «Полный ход вперед!»
Игорь Северянин — Невесомая: Стих
> 

