На смертном ложе плоть была,
 А бедная душа плыла
 Вне суеты мирской, убогой —
 Уже небесною дорогой.
Там, постучав в ворота рая,
 Душа воскликнула, вздыхая:
 «Открой, о Петр, ключарь святой!
 Я так устала от жизни той…
 Понежиться хотелось мне бы
 На шелковых подушках неба,
 Сыграть бы с ангелами в прятки,
 Вкусить покой блаженно-сладкий!»
Вот, шлепая туфлями и ворча,
 Ключами на ходу бренча,
 Кто-то идет — и в глазок ворот
 Сам Петр глядит, седобород.
Ворчит он: «Сброд повадился всякий —
 Бродячие псы, цыгане, поляки,
 А ты открывай им, ворам, эфиопам!
 Приходят врозь, приходят скопом,
 И каждый выложит сотни причин, —
 Пусти его в рай, дай ангельский чин…
 Пошли, пошли! Не для вашей шайки,
 Мошенники, висельники, попрошайки,
 Построены эти хоромы господни, —
 Вас дьявол ждет у себя в преисподней!
 Проваливайте поживее! Слыхали?
 Вам место в чертовом пекле, в подвале!..»
Брюзжал старик, но сердитый тон
 Ему не давался. В конце концов он
 К душе обратился вполне сердечно:
 «Душа, бедняжка, ты-то, конечно,
 Не пара какому-нибудь шалопаю…
 Ну, ну! Я просьбе твоей уступаю:
 Сегодня день рожденья мой,
 И — пользуйся моей добротой.
 Откуда ты родом? Город? Страна?
 Затем ты мне сказать должна,
 Была ли ты в браке: часто бывает,
 Что брачная пытка грехи искупает:
 Женатых не жарят в адских безднах,
 Не держат подолгу у врат небесных».
Душа отвечала: «Из прусской столицы
 Из города я Берлина. Струится
 Там Шпрее-речонка, — обычно летом
 Она писсуаром служит кадетам.
Так плавно течет она в дождь, эта речка!..
 Берлин вообще недурное местечко!
 Там числилась я приват-доцентом,
 Курс философии читала студентам, —
 И там на одной институтке женилась,
 Что вовсе не по-институтски бранилась,
 Когда не бывало и крошки в дому.
 Оттого и скончалась я и мертва потому».
Воскликнул Петр: «Беда! Беда!
 Занятие это — ерунда!
 Что? Философия? Кому
 Она нужна, я не пойму!
 И недоходна ведь и скучна,
 К тому же ересей полна;
 С ней лишь сомневаешься да голодаешь
 И к черту в конце концов попадаешь.
 Наплакалась, верно, и твоя Ксантупа
 Немало по поводу постного супа,
 В котором — признайся — хоть разок
 Попался ли ей золотой глазок?
 Ну, успокойся. Хотя, ей-богу,
 — Мне и предписано очень строго
 Всех, причастных так иль иначе
 К философии, тем паче —
 Еще к немецкой, безбожной вашей,
 С позором гнать отсюда взашей, —
 Но ты попала на торжество,
 На день рожденья моего,
 Как я сказал. И не хочется что-то
 Тебя прогонять, — сейчас ворота
 Тебе отопру…
 Живей — ступай!…
 Теперь, счастливица, гуляй
 С утра до вечера по чудесным
 Алмазным мостовым небесным,
 Фланируй себе, мечтай, наслаждайся,
 Но только — помни: не занимайся
 Тут философией, — хуже огня!
 Скомпрометируешь страшно меня.
 Чу! Ангелы ноют. На лике
 Изобрази восторг великий.
А если услышишь архангела пенье,
 То вся превратись в благоговенье.
 Скажи: «От такого сопрано — с ума
 Сошла бы и Малибран сама!»
 А если поет херувим, серафим,
 То поусердней хлопай им,
 Сравнивай их с синьором Рубини,
 И с Марио, и с Тамбурини.
 Не забудь величать их «eccelence»,1
 Не преминь преклонить коленце.
 Попробуйте, в душу певцу залезьте, —
 Он и на небе чувствителен к лести!
 Впрочем, и сам дирижер вселенной
 Любит внимать, говоря откровенно,
 Как хвалят его, господа бога,
 Как славословят его премного
 И как звенит псалом ему
 В густейшем ладанном дыму.
Не забывай меня. А надоест
 Тебе вся роскошь небесных мест, —
 Прошу ко мне — сыграем в карты,
 В любые игры, вплоть до азартных:
 В «ландскнехта», в «фараона»… Ну,
 И выпьем… Только, entre nous,2
 Запомни: если мимоходом
 Бог тебя спросит, откуда ты родом,
 И не Берлина ли ты уроженка,
 Скажи лучше — мюнхенка или венка».


 (2 оценок, среднее: 4,50 из 5)
 (2 оценок, среднее: 4,50 из 5)