Не украшение одежд
 Моя днесь муза прославляет,
 Которое, в очах невежд,
 Шутов в вельможи наряжает;
 Не пышности я песнь пою;
 Не истуканы за кристаллом,
 В кивотах блещущи металлом,
 Услышат похвалу мою.
Хочу достоинствы я чтить,
 Которые собою сами
 Умели титлы заслужить
 Похвальными себе делами;
 Кого ни знатный род, ни сан,
 Ни счастие не украшали;
 Но кои доблестью снискали
 Себе почтенье от граждан.
Кумир, поставленный в позор,
 Несмысленную чернь прельщает;
 Но коль художников в нем взор
 Прямых красот не ощущает,—
 Се образ ложныя молвы,
 Се глыба грязи позлащенной!
 И вы, без благости душевной,
 Не все ль, вельможи, таковы?
Не перлы перские на вас
 И не бразильски звезды ясны,-
 Для возлюбивших правду глаз
 Лишь добродетели прекрасны,
 Они суть смертных похвала.
 Калигула! твой конь в Сенате
 Не мог сиять, сияя в злате:
 Сияют добрые дела.
Осел останется ослом,
 Хотя осыпь его звездами;
 Где должно действовать умом,
 Он только хлопает ушами.
 О! тщетно счастия рука,
 Против естественного чина,
 Безумца рядит в господина
 Или в шумиху дурака,
Каких ни вымышляй пружин,
 Чтоб мужу бую умудриться,
 Не можно век носить личин,
 И истина должна открыться.
 Когда не сверг в боях, в судах,
 В советах царских — сопостатов,
 Всяк думает, что я Чупятов
 В мароккских лентах и звездах.
Оставя скипетр, трон, чертог,
 Быв странником, в пыли и в поте,
 Великий Петр, как некий бог,
 Блистал величеством в работе:
 Почтен и в рубище герой!
 Екатерина в низкой доле
 И не на царском бы престоле
 Была великою женой.
И впрямь, коль самолюбья лесть
 Не обуяла б ум надменный,—
 Что наше благородство, честь,
 Как не изящности душевны?
 Я князь — коль мой сияет дух;
 Владелец — коль страстьми владею;
 Болярин — коль за всех болею,
 Царю, закону, церкви друг.
Вельможу должны составлять
 Ум здравый, сердце просвещенно;
 Собой пример он должен дать,
 Что звание его священно,
 Что он орудье власти есть,
 Подпора царственного зданья;
 Вся мысль его, слова, деянья
 Должны быть — польза, слава, честь.
А ты, второй Сарданапал!
 К чему стремишь всех мыслей беги?
 На то ль, чтоб век твой протекал
 Средь игр, средь праздности и неги?
 Чтоб пурпур, злато всюду взор
 В твоих чертогах восхищали,
 Картины в зеркалах дышали,
 Мусия, мрамор и фарфор?
На то ль тебе пространный свет,
 Простерши раболепны длани,
 На прихотливый твой обед
 Вкуснейших яств приносит дани,
 Токай — густое льет вино,
 Левант — с звездами кофе жирный,
 Чтоб не хотел за труд всемирный
 Мгновенье бросить ты одно?
Там воды в просеках текут
 И, с шумом вверх стремясь, сверкают;
 Там розы средь зимы цветут
 И в рощах нимфы воспевают
 На то ль, чтобы на всё взирал
 Ты оком мрачным, равнодушным,
 Средь радостей казался скучным
 И в пресыщении зевал?
Орел, по высоте паря,
 Уж солнце зрит в лучах полдневных,—
 Но твой чертог едва заря
 Румянит сквозь завес червленных;
 Едва по зыблющим грудям
 С тобой лежащия Цирцеи
 Блистают розы и лилеи,
 Ты с ней покойно спишь,— а там?
А там израненный герой,
 Как лунь во бранях поседевший,
 Начальник прежде бывший твой,—
 В переднюю к тебе пришедший
 Принять по службе твой приказ,—
 Меж челядью твоей златою,
 Поникнув лавровой главою,
 Сидит и ждет тебя уж час!
А там — вдова стоит в сенях
 И горьки слезы проливает,
 С грудным младенцем на руках,
 Покрова твоего желает.
 За выгоды твои, за честь
 Она лишилася супруга;
 В тебе его знав прежде друга,
 Пришла мольбу свою принесть.
А там — на лестничный восход
 Прибрел на костылях согбенный
 Бесстрашный, старый воин тот,
 Тремя медальми украшенный,
 Которого в бою рука
 Избавила тебя от смерти:
 Он хочет руку ту простерти
 Для хлеба от тебя куска.
А там,— где жирный пес лежит,
 Гордится вратник галунами,—
 Заимодавцев полк стоит,
 К тебе пришедших за долгами.
 Проснися, сибарит! Ты спишь
 Иль только в сладкой неге дремлешь,
 Несчастных голосу не внемлешь
 И в развращенном сердце мнишь:
«Мне миг покоя моего
 Приятней, чем в исторьи веки;
 Жить для себя лишь одного,
 Лишь радостей уметь пить реки,
 Лишь ветром плыть, гнесть чернь ярмом;
 Стыд, совесть — слабых душ тревога!
 Нет добродетели! нет бога!» —
 Злодей, увы!— И грянул гром.
Блажен народ, который полн
 Благочестивой веры к богу,
 Хранит царев всегда закон,
 Чтит нравы, добродетель строгу
 Наследным перлом жен, детей,
 В единодушии — блаженство,
 Во правосудии — равенство,
 Свободу — во узде страстей!
Блажен народ!— где царь главой,
 Вельможи — здравы члены тела,
 Прилежно долг все правят свой,
 Чужого не касаясь дела;
 Глава не ждет от ног ума
 И сил у рук не отнимает,
 Ей взор и ухо предлагает,—
 Повелевает же сама.
Сим твердым узлом естества
 Коль царство лишь живет счастливым,—
 Вельможи!— славы, торжества
 Иных вам нет, как быть правдивым;
 Как блюсть народ, царя любить,
 О благе общем их стараться;
 Змеей пред троном не сгибаться,
 Стоять — и правду говорить.
О росский бодрственный народ,
 Отечески хранящий нравы!
 Когда расслаб весь смертных род,
 Какой ты не причастен славы?
 Каких в тебе вельможей нет?—
 Тот храбрым был средь бранных звуков;
 Здесь дал бесстрашный Долгоруков
 Монарху грозному ответ.
И в наши вижу времена
 Того я славного Камилла,
 Которого труды, война
 И старость дух не утомила.
 От грома звучных он побед
 Сошел в шалаш свой равнодушно,
 И от сохи опять послушно
 Он в поле Марсовом живет.
Тебе, герой! желаний муж!
 Не роскошью вельможа славный;
 Кумир сердец, пленитель душ,
 Вождь, лавром, маслиной венчанный!
 Я праведну здесь песнь воспел.
 Ты ею славься, утешайся,
 Борись вновь с бурями, мужайся,
 Как юный возносись орел.
Пари — и с высоты твоей
 По мракам смутного эфира
 Громовой пролети струей
 И, опочив на лоне мира,
 Возвесели еще царя.—
 Простри твой поздный блеск в народе,
 Как отдает свой долг природе
 Румяна вечера заря.
Анализ стихотворения «Вельможа» Державина
В литературе Г.Р.Державин сформировался как главный продолжатель и наследник творчества Ломоносова, переняв у него оду как главный лирический жанр русской поэзии XVIII века. Однако ключевой особенностью гражданской лирики Державина стало введение в оду элемента изображения: его лирика обогатилась многочисленными предметными деталями, отражающими быт государей и придворных.
Тема
К началу восьмидесятых годов Г.Р.Державин достиг заметного положения в службе и стал продвигаться в литературе. Таким образом, в его жизни соединилось два начала: поэзия и государственная деятельность. В своих произведениях Державин обличал несправедливость власти богачей, не заслуживающих знатных привилегий. Эта тема стала основой стихотворения «Вельможа».
Основные идеи
В этом произведении автор рисует потрет приближённого к власти вельможи, чья жизнь состоит из праздности и беспечности. Такой вельможа не служит государству и народу, он не способен справиться с возложенными на него обязанностями:
Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
По мнению автора, идеал государственного деятеля – человек благородный, мужественный, осознающий значимость своего положения в обществе, а значит осознающий вместе с этим те высокие цели и задачи, которые он должен выполнять:
Вельможу должны составлять
Ум здравый, сердце просвещенно;
Собой пример он должен дать,
Что звание его священно,
Что он орудье власти есть,
Подпора царственного зданья;
Вся мысль его, слова, деянья
В стихотворении изображён один день из праздной жизни недостойного вельможи. С гневной сатирой Державин показывает, как большое количество людей разного происхождения дожидается, пока царедворец проснётся среди дня. Особенно остро чувствует униженное и безвыходное положение героев, зависящих от воли этого несознательного вельможи, для которого «стыд, совесть — слабых душ тревога!».
В «Вельможе» Державин также излагает свои собственные мысли об идеальном устройстве государственной власти:
Блажен народ!— где царь главой,
Вельможи — здравы члены тела,
Прилежно долг все правят свой,
Чужого не касаясь дела;
В этих строках можно увидеть и зачатки теории разделения властей, и вариации на тему органической теории происхождения государства по Спенсеру, согласно которой каждый политический институт, входящий в государство, должен выполнять определённую функцию, как выполняет свои уникальные задачи каждая часть тела в составе общего организма.
Таким образом, в стихотворении «Вельможа» Державин ярко и образно показал, насколько власть может развратить человека. Тема взаимоотношений народа и государства, гражданина и покровителя никогда не утратит своей актуальности, потому что во все времена люди желают видеть достойных правителей у руля страны.


 (12 оценок, среднее: 4,08 из 5)
 (12 оценок, среднее: 4,08 из 5)
Прародитель русской поэзии — Державин труден и необычен в своем творчестве и это радует, по крайней мере меня!
Державин, как писалось выше, действительно труден и необычен, но эта отличительная черта заставляет не первый раз возвращаться к его творчеству!
Если говорить о смысле коротко, то не пышностью и не парадностью вельможа славен, а может иметь другие нужные и полезные отечеству качества. Ну, а что касается слога, то сложно. Скорее не привычно в наши дни: мы так не выражаемся. Но он первый, кто заметил Пушкина….. сразу приходит в голову этот факт.