Глагол времен! металла звон!
 Твой страшный глас меня смущает,
 Зовет меня, зовет твой стон,
 Зовет — и к гробу приближает.
 Едва увидел я сей свет,
 Уже зубами смерть скрежещет,
 Как молнией, косою блещет
 И дни мои, как злак, сечет.
Ничто от роковых кохтей,
 Никая тварь не убегает:
 Монарх и узник — снедь червей,
 Гробницы злость стихий снедает;
 Зияет время славу стерть:
 Как в море льются быстры воды,
 Так в вечность льются дни и годы;
 Глотает царства алчна смерть.
Скользим мы бездны на краю,
 В которую стремглав свалимся;
 Приемлем с жизнью смерть свою,
 На то, чтоб умереть, родимся.
 Без жалости все смерть разит:
 И звезды ею сокрушатся,
 И солнцы ею потушатся,
 И всем мирам она грозит.
Не мнит лишь смертный умирать
 И быть себя он вечным чает;
 Приходит смерть к нему, как тать,
 И жизнь внезапу похищает.
 Увы! где меньше страха нам,
 Там может смерть постичь скорее;
 Ее и громы не быстрее
 Слетают к гордым вышинам.
Сын роскоши, прохлад и нег,
 Куда, Мещерский! ты сокрылся?
 Оставил ты сей жизни брег,
 К брегам ты мертвых удалился;
 Здесь персть твоя, а духа нет.
 Где ж он? — Он там.- Где там? — Не знаем.
 Мы только плачем и взываем:
 «О, горе нам, рожденным в свет!»
Утехи, радость и любовь
 Где купно с здравием блистали,
 У всех там цепенеет кровь
 И дух мятется от печали.
 Где стол был яств, там гроб стоит;
 Где пиршеств раздавались лики,
 Надгробные там воют клики,
 И бледна смерть на всех глядит.
Глядит на всех — и на царей,
 Кому в державу тесны миры;
 Глядит на пышных богачей,
 Что в злате и сребре кумиры;
 Глядит на прелесть и красы,
 Глядит на разум возвышенный,
 Глядит на силы дерзновенны
 И точит лезвие косы.
Смерть, трепет естества и страх!
 Мы — гордость, с бедностью совместна;
 Сегодня бог, а завтра прах;
 Сегодня льстит надежда лестна,
 А завтра: где ты, человек?
 Едва часы протечь успели,
 Хаоса в бездну улетели,
 И весь, как сон, прошел твой век.
Как сон, как сладкая мечта,
 Исчезла и моя уж младость;
 Не сильно нежит красота,
 Не столько восхищает радость,
 Не столько легкомыслен ум,
 Не столько я благополучен;
 Желанием честей размучен,
 Зовет, я слышу, славы шум.
Но так и мужество пройдет
 И вместе к славе с ним стремленье;
 Богатств стяжание минет,
 И в сердце всех страстей волненье
 Прейдет, прейдет в чреду свою.
 Подите счастьи прочь возможны,
 Вы все пременны здесь и ложны:
 Я в дверях вечности стою.
Сей день иль завтра умереть,
 Перфильев! должно нам конечно,-
 Почто ж терзаться и скорбеть,
 Что смертный друг твой жил не вечно?
 Жизнь есть небес мгновенный дар;
 Устрой ее себе к покою
 И с чистою твоей душою
 Благословляй судеб удар.
Анализ стихотворения «На смерть князя Мещерского» Державина
Гаврила Романович Державин — цвет русского классицизма, учитель и образец для поэтов следующего за ним поколения. В стихотворении «На смерть князя Мещерского» он рассуждает в духе той эпохи о бренности человеческой жизни.
Стихотворение написано в 1779 году. Его автору исполнилось 36 лет. Всю жизнь он занимал важные государственные посты, но творчество все же не оставлял. К этому времени он уже был статским советником, заседал в Правительствующем сенате, а в 1802 году и вовсе стал министром. По жанру — ода на кончину, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной и кольцевой рифмовкой, 11 строф. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой — сам автор. Поводом послужила внезапная смерть в 48 лет князя Александра Мещерского. Друзьями они не были, но Г. Державин не раз принимал участие в в пирах и балах этого вельможи. Притихшие пирующие словно встают из-за изобильного стола, потеряв аппетит и здоровую веселость. Восклицания, вопросы, пессимистическая интонация сразу бросаются в глаза: увы! Куда, Мещерский! ты сокрылся? Смерть, трепет естества и страх! Сегодня бог, а завтра прах.
Поэт рассуждает не как христианин, а как воспитанник эпохи Просвещения, эдакий вольнодумец, которого окатили ушатом холодной воды. Впрочем, переиначенная цитата из Библии здесь есть: приходит смерть к нему, как тать, и жизнь внезапу похищает. Тать — значит «вор». Есть параллели и с библейской книгой Екклесиаста с известным выражением из нее, что все — суета сует. «Где там? -Не знаем». Похоже, Г. Державин не уверен в благополучной посмертной участи князя. А может он и вовсе отрицает посмертную жизнь души? «Где стол был яств — там гроб стоит» и «жизнь есть небес мгновенный дар» — два самых известных афоризма из этого стиха. «К брегам ты мертвых удалился» — явный намек на античные представления о смерти.
С. Перфильев — многолетний друг покойного князя, видимо, тоже пораженный этой неожиданной и потому грозной — для еще остающихся жить — кончиной. «Покой» и «чистая душа» — вот рецепт поэта для тех, кто желает мужественно встретить смерть в любую минуту. Повторы усиливают смятение: глядит, сегодня, не столько, зовет. Сравнение: как сон, как мечта. Образ смерти поэт одушевляет и зловещей метафорой возвышает над всякой жизнью — человека ли, звезды.
В поэзии Г. Державина жанр оды занимает почетное первое место. Однако произведение «На смерть князя Мещерского» стоит в его творчестве особняком, ведь это ода на кончину.

