Орудье благости и сил,
 Господня дщерь, Его подобье,
 В которой мудро совместил
 Он твердость, кротость, ум, незлобье
 И к благу общему любовь,
 О доблесть смертных! Добродетель!
 О соль земли! — хоть сонм духов,
 Разврату нравственну радетель,
 И смеет звать тебя мечтой;
 Но Бог, я мню, ты воплощенный.
Так, — ты наместница Творца,
 Его зиждительница воли
 В Его селеньях без конца,
 И в сей борения юдоли
 Добра и зла ты вождь един,
 К высокой той чреде ведущий,
 К которой избран Света сын.
 О Ангел, в человеке сущий!
 О человек, лицом, душой
 На небеса взирать рожденный!
Ты, доблесть, — мужества пример,
 Ты — целомудрия зерцало,
 Незыблема подпора вер,
 Несокрушимо стран забрало.
 Ты в узах, в бедствах присный друг,
 Клеврет в трудах, товарищ в бденьи,
 Вождям и пастырям ты дух
 Даешь, их паств и царств в храненьи,
 Плод ратаям, талантам блеск,
 Венец — всех нужд превозможеньям.
Ты, Добродетель, образец
 Благодеяньев всех возможных,
 Гармония благих сердец,
 Источник сладостей неложных.
 Ты, — если царствуешь с царем, —
 С судом он милость сочетает,
 Зло облистав своим лицом;
 От сильных слабых защищает;
 Покров наук и муз ты плеск,
 Мать сирых, врач изнеможеньям.
Кто раз узрел твои черты,
 Твоей пленился красотою,
 Вкусил священных уст соты
 И весь слился с тобой душою,
 Тому других красот уж нет:
 Прах — без тебя ему богатство,
 Корона — в терниях цветет;
 Но где узрить тебя, — препятство
 И смерть ему уже ничто; —
 Летит тобою насладиться.
Тогда ему и злой тиран
 И все его прещенья, муки, —
 Как будто знак к победе дан;
 Все ужасы — торжеств как звуки
 Манят на лобно место течь:
 На пир, на брак как бы с невестой,
 С улыбкою идет под меч.
 Так Михаил шел в гроб отверзтой {1},
 Чтя ханску ярость ни во что,
 Чтоб идолам не поклониться.
Тогда, — как страстны мы тобой,
 Каких свойств милосердья чужды?
 Смягчаемся сирот слезой,
 Не сносим хладно нищих нужды,
 Воспитывать детей рачим,
 Болезнь и старость облегчаем,
 Цвет целомудрия храним,
 Ум слепо верою пленяем.
 Скорей царь бедность посетит,
 Любя тебя, чем дом богатый.
Тогда в судилищах и суд
 Дают бояры беспристрастно,
 Отечество, царя блюдут
 И правду говорить бесстрашно.
 Тогда, о сладостный восторг!
 Царицы — верных жен примеры:
 Вершит свой Евпраксия рок! {2}
 Лилеей став царевна веры,
 Сама дев сонму председит {3}
 И в души льет их нравы святы!
Но льзя ль исчислить лепоты
 Твои, о доблесть всеблаженна!
 Ты все вчиняешь в красоты,
 Что тронет длань твоя священна:
 Как соль творит вкусней все яства;
 Тобой геройством — храбрость чтут,
 Щедротою — урон богатства,
 Прощеньем ты караешь месть,
 Ты ненавидима, а любишь.
И, Добродетель, посему
 Добротой Богу ты подобна,
 Что, доброхотствуя всему,
 Ты благородством превосходна:
 Твой правда труд, твой польза плод;
 Ты не себе, но всем радеешь,
 Ко всем добра ты — для доброт,
 Просить награды — не умеешь;
 Всему предпочитаешь — честь
 И о делах своих не трубишь.
Величия и славы цвет
 Небес, о беспорочна Дева!
 Тобой стоит сей только свет
 Среди страстей кипящих рева.
 Коль не было б в нем чад твоих,
 Орлов, сквозь бурь лететь рожденных,
 И голубиц, от чресл святых
 Твоих на свет произведенных,
 Чтоб зло кротить и побеждать, —
 Мир пал давно бы в преисподню.
Цвети ж сильней эдемский крин,
 Средь дебрь терновых здешня мира,
 Да благовонием твоим
 Моя всех услаждает лира.
 Или во мне твоих доброт
 Лицом благоволи явиться:
 Тогда и солнце от красот
 Не усумнюся отвратиться,
 Твою чтоб только пальму взять
 И к лону принести Господню.[1]
[1]
 1 Великий князь Михаил не поклонился идолам Батыя и пострадал.
 2 Евпраксия, великая княгиня рязанская, чтоб не достаться в руки влюбленного в нее Батыя, бросилась с башни.
 3 Дочь Ярослава.

