Пала царственная Троя,
 Сокрушен Приамов град,
 И ахеяне, устроя
 Свой на родину возврат,
 На судах своих сидели,
 Вдоль эгейских берегов,
 И пэан* хвалебный пели,
 Громко славя всех богов…
 Раздавайся, глас победный!
 Вы к брегам родной земли
 Окрыляйтесь, корабли,
 В путь возвратный, в путь безбедный!
 И сидели, в длинном строе,
 Грустно-бледная семья —
 Жены, девы падшей Трои,
 Голося и слезы лья,
 В горе общем и великом
 Плача о себе самих,
 И с победным, буйным кликом
 Дико вопль сливался их…
 «Ждет нас горькая неволя
 Там, вдали, в стране чужой.
 Ты прости, наш край родной!
 Как завидна мертвых доля!»
 И предстал перед святыней —
 Приноситель жертв, Калхас,
 Градозиждущей Афине,
 Градорушащей молясь,
 Посейдона силе грозной,
 Опоясавшего мир,
 И тебе, эгидоносный
 Зевс, сгущающий эфир!
 Опрокинут, уничтожен
 Град великий Илион!
 Долгий, долгий спор решен, —
 Суд бессмертных непреложен.
 Грозных полчищ воевода,
 Агамемнон, царь царей,
 Обозрел толпы народа,
 Уцелевшие от прей.
 И великою тоскою
 Дух владыки был объят
 Много их пришло под Трою,
 Мало их пойдет назад.
 Так возвысьте ж глас хвалебный!
 Пой и радуйся стократ,
 У кого златой возврат
 Не похитил рок враждебный!
 Но не всем сужден от бога
 Мирный, радостный возврат:
 У домашнего порога
 Многих Керы сторожат…
 Жив и цел вернулся с бою —
 Гибнет в храмине своей!..—
 Рек, Афиной всеблагою
 Вдохновенный Одиссей…
 Тот лишь дом и тверд и прочен,
 Где семейный свят устав:
 Легковерен женский нрав,
 И изменчив, и порочен.
 И супругой возвращенной
 Снова счастливый Атрид,
 Красотой ее священной
 Страстный взор свой веселит.
 Злое злой конец приемлет!
 За нечестьем казнь следит —
 В небе суд богов не дремлет!
 Право царствует Кронид…
 Злой конец началу злому!
 Право правящий Кронид
 Вероломцу страшно мстит —
 И семье его и дому.
 Хорошо любимцам счастья, —
 Рек Аякса брат меньшой, —
 Олимпийцев самовластье
 Величать своей хвалой!..
 Неподвластно высшей силе
 Счастье в прихотях своих:
 Друг Патрокл давно в могиле,
 А Терсит еще в живых!..
 Счастье жеребия сеет
 Своевольною рукой.
 Веселись и песни пой
 Тот, кого светило греет!
 Будь утешен, брат любимый!
 Память вечная тебе!..
 Ты — оплот несокрушимый
 Чад ахейских в их борьбе!..
 В день ужасный, в день кровавый
 Ты один за всех стоял!
 Но не сильный, а лукавый
 Мзду великую стяжал…
 Не врага рукой победной —
 От руки ты пал своей…
 Ах, и лучших из людей
 Часто губит гнев зловредный!
 И твоей теперь державной
 Тени, доблестный Пелид,
 Сын твой, Пирр*, воитель славный,
 Возлияние творит…
 «Как тебя, о мой родитель,
 Никого, — он возгласил, —
 Зевс, великий промыслитель,
 На земле не возносил!»
 На земле, где все изменно,
 Выше славы блага нет.
 Нашу персть — земля возьмет,
 Имя славное — нетленно.
 Хоть о падших, побежденных
 И молчит победный клик,
 Но и в родах отдаленных,
 Гектор, будешь ты велик!..
 Вечной памяти достоин, —
 Сын Тидеев провещал, —
 Кто как честный, храбрый воин,
 Край отцов спасая, пал…
 Честь тому, кто, не робея,
 Жизнь за братий положил!
 Победитель — победил,
 Слава падшего святее!
 Старец Нестор днесь, маститый
 Брашник, кубок взяв, встает
 И сосуд, плющом обвитый,
 Он Гекубе подает:
 «Выпей, мать, струи целебной
 И забудь весь свой урон!
 Силен Вакха сок волшебный,
 Дивно нас врачует он…»
 Мать, вкуси струи целебной
 И забудь судеб закон.
 Дивно нас врачует он,
 Бога Вакха дар волшебный.
 И Ниобы древней сила
 Горем злым удручена,
 Соку дивного вкусила —
 И утешилась она.
 Лишь сверкнет в застольной чаше
 Благодатное вино,
 В Лету* рухнет горе наше
 И пойдет, как ключ, на дно.
 Да, пока играет в чаше
 Всемогущее вино,
 Горе в Лету снесено,
 В Лете тонет горе наше!
 И воздвиглась на прощанье
 Провозвестница жена,
 И исполнилась вещанья
 Вдохновенного она;
 И пожарище родное
 Обозрев в последний раз:
 «Дым, пар дымный, все земное,
 Вечность, боги, лишь у вас!
 Как уходят клубы дыма,
 Так уходят наши дни!
 Боги, вечны вы одни, —
 Все земное идет мимо!»
Пэан (пеан) — торжественная хоровая песня у греков.
  Грустно-бледная семья… — речь идет о пленницах, вывозимых из побежденной Трои.
  Калхас (Калхант) — главный жрец и прорицатель войска ахеян.
  Паллада (Афина, Минерва) — антич. миф. — одно из имен дочери Зевса, богини-покровительницы разума, науки, ремесел, охранительницы городов, но и богини войны.
  Атреев сын (Атрид) — царь Агамемнон — предводитель объединенных ахейских войск, выступивший в защиту чести своего брата Менелая, у которого троянским царевичем Парисом была похищена жена Елена, самая прекрасная из земных женщин, дочь Зевса и Леды.
  Керы — антич. миф. — богини насильственной смерти у греков, разжигали ненависть и споры, подстрекали людей к кровопролитию.
  Гибнет в храмине своей!.. — намек на печальную судьбу Агамемнона, который по возвращении на родину стал жертвой заговора двоюродного брата Эгисфа и собственной жены Клитемнестры.
  Кронид — антич. миф. — сын Кроноса, Зевс.
  …Аякса брат меньшой… — один из лучших ахейских воинов Тевкр сетует на самовластие богов в связи с самоубийством своего брата Теламонида (Аякса Большого), произошедшим по воле Афины.
  Патрокл — друг Ахилла, славился своим благородством и храбростью, погиб в поединке с Гектором, не совсем честном, поскольку в нем незримо участвовал бог Аполлон.
  Терсит — единственный из персонажей «Илиады», характеризуемый автором только отрицательно: обладал вздорным характером, был трусом и болтуном.
  Но не сильный, а лукавый / Мзду великую стяжал… — спор о чудесных доспехах Ахилла после его гибели был решен в пользу Одиссея, а не Аякса, который вынес тело погибшего героя с поля битвы.
  Пелид — сын Пелея, Ахилл, победитель Гектора, ставший в свою очередь жертвой хитрости противника в лице Париса.
  Пирр (Неоптолем) — сын Ахилла, без участия которого не могли быть взяты стены Трои.
  Сын Тидеев — Диомед, один из самых отважных и удачливых ахейских воинов, славит своего противника, защитника Трои Гектора.
  Старец Нестор — старейший и мудрейший из участников похода, правил у себя на родине, в Пилосе, уже третьим поколением подданных, многими советами служил общему благу.
  Гекуба (Гекаба) — жена троянского царя Приама, потерявшая в войне всех своих многочисленных сыновей и мужа.
  Ниоба (Ниобея) — жена фиванского царя Амфиона, мать семи сыновей и семи дочерей. В наказание за дерзкую похвальбу своими детьми перед богиней Латоной (Лето, Лато) была лишена их. Сын и дочь Латоны Аполлон и Артемида поразили их своими золотыми стрелами. Ниобея окаменела от горя.
  Лета — река забвения в царстве мертвых, из которой пили души усопших, когда Харон перевозил их в царство Аида.
  Провозвестница жена — Кассандра, дочь Приама и Гекубы, наделенная даром предвидения и редкой красотой. Отвергнув влюбленного в нее Аполлона, была наказана им, люди перестали верить ее предсказаниям. После падения Трои была вынуждена стать наложницей Агамемнона, родила ему двоих сыновей и погибла во время заговора (Т. Ф.).

