Ярмарка!
 В Симбирске ярмарка.
 Почище Гамбурга!
 Держи карман!
 Шарманки шамкают,
 и шали шаркают,
 и глотки гаркают:
 «К нам! К нам!»
 В руках приказчиков
 под сказки-присказки
 воздушны соболи,
 парча тяжка.
 А глаз у пристава
 косится пристально,
 и на «селедочке»
 перчаточка.
 Но та перчаточка
 в момент с улыбочкой
 взлетает рыбочкой
 под козырек,
 когда в пролеточке
 с какой-то цыпочкой,
 икая,
 катит
 икорный бог.
 И богу нравится,
 как расступаются
 платки,
 треухи
 и картузы,
 и, намалеваны
 икрою паюсной,
 под носом дамочки
 блестят усы.
 А зазывалы
 рокочут басом,
 торгуют юфтью,
 шевром,
 атласом,
 пречистым Спасом,
 прокисшим квасом,
 протухшим мясом
 и Салиасом.
И, продав свою картошку
 да хвативши первача,
 баба ходит под гармошку,
 еле ноги волоча,
 и поет она,
 предерзостная,
 все захмелевая,
 шаль за кончики придерживая,
 будто молодая:
«Я была у Оки,
 ела я-бо-ло-ки.
 С виду золоченые —
 в слезыньках моченные.
Я почапала на Каму,
 я в котле сварила кашу.
 Каша с Камою горька —
 Кама слезная река.
Я поехала на Яик,
 села с миленьким на ялик.
 По верхам и по низам —
 всё мы плыли по слезам.
Я пошла на тихий Дон,
 я купила себе дом.
 Чем для бабы не уют?
 А сквозь крышу слезы льют».
Баба крутит головой.
 Все в глазах качается.
 Хочет быть молодой,
 а не получается.
 И гармошка то зальется,
 то вопьется, как репей…
 Пей, Россия,
 ежли пьется,—
 только душу не пропей!
Ярмарка!
 В Симбирске ярмарка.
 Гуляй,
 кому гуляется!
 А баба пьяная
 в грязи валяется.
В тумане плавая,
 царь похваляется…
 А баба пьяная
 в грязи валяется.
Корпя над планами,
 министры маются…
 А баба пьяная
 в грязи валяется.
Кому-то памятник
 подготовляется…
 А баба пьяная
 в грязи валяется.
И мещаночки,
 ресницы приспустив,
 мимо,
 мимо:
 «Просто ужас! Просто стыд!»
 И лабазник — стороною
 мимо,
 а из бороды:
 «Вот лежит…
 А кто виною?
 Всё студенты да жиды…»
 И философ-горемыка
 ниже шляпу на лоб
 и, страдая гордо,—
 мимо:
 «Грязь —
 твоя судьба, народ».
 Значит, жизнь такая подлая —
 лежи и в грязь встывай?!
Но кто-то бабу под локоть
 и тихо ей:
 «Вставай!..»
 Ярмарка!
 В Симбирске ярмарка.
 Качели в сини,
 и визг,
 и свист.
 И, как гусыни,
 купчихи яростно:
 «Мальчишка с бабою…
 Гимназист».
 Он ее бережно
 ведет за локоть.
 Он и не думает,
 что на виду.
 «Храни Христос тебя,
 яснолобый.
 А я уж как-нибудь
 сама дойду».
 И он уходит.
 Идет вдоль барок
 над вешней Волгой,
 и, вслед грустя,
 его тихонечко крестит баба,
 как бы крестила свое дитя.
 Он долго бродит.
 Вокруг все пасмурней.
 Охранка —
 белкою в колесе.
 Но как ей вынюхать,
 кто опаснейший,
 когда опасны
 в России все!
 Охранка, бедная,
 послушай, милая,—
 всегда опасней,
 пожалуй, тот,
 кто остановится,
 кто просто мимо
 чужой растоптанности не пройдет.
 А Волга мечется,
 хрипя,
 постанывая.
 Березки светятся
 над ней во мгле,
 как свечки робкие,
 землей поставленные
 за настрадавшихся на земле.
Ярмарка!
 В России ярмарка.
 Торгуют совестью,
 стыдом,
 людьми,
 суют стекляшки,
 как будто яхонты,
 и зазывают на все лады.
 Тебя, Россия,
 вконец растрачивали
 и околпачивали в кабаках,
 но те, кто врали и одурачивали,
 еще останутся в дураках!
 Тебя, Россия,
 вконец опутывали,
 но не для рабства ты родилась —
 Россию Разина,
 Россию Пушкина,
 Россию Герцена
 не втопчут в грязь!
 Нет,
 ты, Россия,
 не баба пьяная!
 Тебе великая дана судьба,
 и если даже ты стонешь,
 падая,
 то поднимаешь сама себя!
Ярмарка!
 В России ярмарка.
 В России рай,
 а слез — по край.
 Но будет мальчик —
 он снова явится
 и скажет праведное:
 «Вставай!»
Анализ стихотворения «Ярмарка в Симбирске» Евтушенко
Стихи «Ярмарка в Симбирске» Евгения Евтушенко – колоритная зарисовка времен Российской империи.
Стихотворение датируется 1964 годом. К этому времени поэт – один из лидеров движения шестидесятников в советском искусстве. Он также является выездным, а потому посетил изрядное количество стран с творческими вечерами. Его книги переводятся на иностранные языки, выпускается кинофильм по его сценарию. Впрочем, еще недавно он был в опале у властей, правда, не очень продолжительной. По жанру – гражданская лирика. Рифмовка в стихе такая же разудалая, как и он сам: парная чередуется со сплошной и перекрестной. Ритм и интонация песенные, народные, с фольклорным размахом. Есть и нотка городского романса, и кабацкой песни. Крик зазывалы открывает стих. Лексика сочная, поэт лубочно воспроизводит атмосферу начала XX века в царской России. Торговля идет бойкая, причем, товаром явно не для бедного кармана. Загадочная «селедочка» пристава – шашка, которой он по долгу службы вооружен. «Икорный бог»: коммерсант, разбогатевший на поставках икры. Перед таким уважаемым человеком расступается народ. Наконец, поэт подводит читателя к рядам для тех, кто попроще. Там предлагают «протухшее мясо» и «прокисший квас». А вот Салиас – это всего лишь плодовитый романист начала века.
Наконец, появляется аллегория самой России – пьяная баба, прожившая всю жизнь в нужде и слезах. Ее песня незамысловата, и напоминала бы частушку – если бы не горькая концовка каждого куплета. Баба оказалась лишней на этом празднике жизни. Поэт противопоставляет ей царя и его министров. Он рисует их совершенно потерявшими связь с реальностью. Все брезгливо обходят горемычную бабу, у каждого в этой жизни свой интерес. Осуждение и болтовня – все, чего она удостаивается. «Гимназист из Симбирска», однако, подает ей руку. Ее позор отбрасывает тень и на него, но юноша этим не смущается. Невольно приходит на ум Володя Ульянов, впрочем, в данном контексте это может быть и собирательный образ. Не проходить «мимо чужой растоптанности» – один из главных посылов стиха. Дальше нарастает гневный пафос. Поэт клеймит проклятый царский режим. «Вставай!» — отсылка к близящейся революции. Идиома: держи карман. Топонимы: Симбирск, Гамбург, названия рек. Звукопись. Эпитеты: слезная река, подлая жизнь. Забавные олицетворения: шарманки шамкают, шали шаркают. Устаревшие слова: воздушны, ежли. Россыпь уменьшительных суффиксов с ироническим оттенком: перчаточка, цыпочкой. Впрочем, есть и увеличительный: опаснейший. Сравнение: как свечки. Повторы. Обращения (например, к охранке).
В «Ярмарке в Симбирске» поэт излагает свой взгляд на историю страны, ее судьбу и будущее.


и почти ничего не изменилось…