Век шествует путем своим железным,
 В сердцах корысть, и общая мечта
 Час от часу насущным и полезным
 Отчетливей, бесстыдней занята.
 Исчезнули при свете просвещенья
 Поэзии ребяческие сны,
 И не о ней хлопочут поколенья,
 Промышленным заботам преданы.
Для ликующей свободы
 Вновь Эллада ожила,
 Собрала свои народы
 И столицы подняла;
 В ней опять цветут науки,
 Носит понт торговли груз,
 Но не слышны лиры звуки
 В первобытном рае муз!
Блестит зима дряхлеющего мира,
 Блестит! Суров и бледен человек;
 Но зелены в отечестве Омира
 Холмы, леса, брега лазурных рек.
 Цветет Парнас! пред ним, как в оны годы,
 Кастальский ключ живой струею бьет;
 Нежданный сын последних сил природы —
 Возник Поэт,- идет он и поет.
Воспевает, простодушный,
 Он любовь и красоту,
 И науки, им ослушной,
 Пустоту и суету:
 Мимолетные страданья
 Легкомыслием целя,
 Лучше, смертный, в дни незнанья
 Радость чувствует земля.
Поклонникам Урании холодной
 Поет, увы! он благодать страстей;
 Как пажити Эол бурнопогодный,
 Плодотворят они сердца людей;
 Живительным дыханием развита,
 Фантазия подъемлется от них,
 Как некогда возникла Афродита
 Из пенистой пучины вод морских.
И зачем не предадимся
 Снам улыбчивым своим?
 Жарким сердцем покоримся
 Думам робким, а не им!
 Верьте сладким убежденьям
 Вас ласкающих очес
 И отрадным откровеньям
 Сострадательных небес!
Суровый смех ему ответом; персты
 Он на струнах своих остановил,
 Сомкнул уста вещать полуотверсты,
 Но гордыя главы не преклонил:
 Стопы свои он в мыслях направляет
 В немую глушь, в безлюдный край; но свет
 Уж праздного вертепа не являет,
 И на земле уединенья нет!
Человеку непокорно
 Море синее одно,
 И свободно, и просторно,
 И приветливо оно;
 И лица не изменило
 С дня, в который Аполлон
 Поднял вечное светило
 В первый раз на небосклон.
Оно шумит перед скалой Левкада.
 На ней певец, мятежной думы полн,
 Стоит… в очах блеснула вдруг отрада:
 Сия скала… тень Сафо!.. голос волн…
 Где погребла любовница Фаона
 Отверженной любви несчастный жар,
 Там погребет питомец Аполлона
 Свои мечты, свой бесполезный дар!
И по-прежнему блистает
 Хладной роскошию свет,
 Серебрит и позлащает
 Свой безжизненный скелет;
 Но в смущение приводит
 Человека вал морской,
 И от шумных вод отходит
 Он с тоскующей душой!
Анализ стихотворения «Последний поэт» Баратынского
Евгений Абрамович Баратынский уже в 35 лет впервые подвел итоги своей литературной деятельности. Был напечатан большой сборник стихотворений, а годом ранее в произведении «Последний поэт» он приоткрыл завесу над причинами, побудившими его так поступить.
Стихотворение написано в 1834 году. Его автору 34 года, он в отставке и с военной, и с гражданской службы, занимается своими имениями, пишет и публикуется, женат. Между тем, легкость и задор, с какими он писал свои ранние произведения, куда-то испарились. Поэт обратился к философской и религиозной лирике, скептически следил за техническим прогрессом. Надо сказать, что такой взвешенный взгляд был не понят многими его современниками, с восторгом приветствующими «железный путь века», где ткацкий станок и паровоз стали поводом и для гордости, и для наживы. По жанру — философская лирика, по размеру — мультиразмерный стих со сменой ритма, с перекрестной рифмой, 10 строф. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой — то сам автор, то некий собирательный образ поэта, который с грустью рассматривает Е. Баратынский.
«При свете просвещенья» исчезла поэзия из жизни людей. Эра потребления захватывает умы и души. В стихе силен античный компонент, упомянуты расхожие древнегреческие символы поэзии: Эллада (где в ту пору ширилось движение против гнета турков), Парнас, лира, музы. Контраст рассекает сферу науки и область чувств: воспевает любовь и красоту, и науки — пустоту и суету. Время быстротечно, напоминает поэт, собирайте впечатления, друзей, смотрите в небо, творите. На это — «суровый смех ему ответом». Современный человек «суров и бледен». И удалиться поэту некуда — нет «уединения». Всюду деловые люди. Более того, они еще и смеются над представителем вымершей породы — поэтом, или вежливо теснят его на обочину.
Отчаявшись, идет он к морю, готовый принять смерть в вечных и неизменных волнах — и уйти на дно вместе со своим поэтическим даром, но «в смущение приводит человека вал морской». Не в силах выполнить задуманное, он «с тоскующей душой» идет обратно. Повсюду восклицания, несколько вопросов и многоточия в драматичной 9 строфе. Эпитеты: бесполезный дар, думам робким. Олицетворения: дряхлеющего мира, снам улыбчивым. Перифраз: вечное светило. Оксюморон: безжизненный скелет. Повторы: блестит, час от часу.
В «Последнем поэте» Е. Баратынский утверждает, что научно-технический прогресс не в силах ни остановить дряхление мира, ни дать покой и радость каждому отдельному человеку.



 (10 оценок, среднее: 3,30 из 5)
 (10 оценок, среднее: 3,30 из 5)