Глухая полночь. Строем длинным,
 Осеребренные луной,
 Стоят кареты на Тверской
 Пред домом пышным и старинным.
 Пылает тысячью огней
 Обширный зал; с высоких хоров
 Ревут смычки; толпа гостей;
 Гул танца с гулом разговоров.
 В роскошных перьях и цветах,
 С улыбкой мертвой на устах,
 Обыкновенной рамой бала,
 Старушки светские сидят
 И на блестящий вихорь зала
 С тупым вниманием глядят.
Кружатся дамы молодые,
 Не чувствуют себя самих;
 Драгами камнями у них
 Горят уборы головные;
 По их плечам полунагим
 Златые локоны летают;
 Одежды легкие, как дым,
 Их легкий стан обозначают.
 Вокруг пленительных харит
 И суетится и кипит
 Толпа поклонников ревнивых;
 Толкует, ловит каждый взгляд;
Шутя, несчастных и счастливых
 Вертушки милые творят.
 В движенье всё. Горя добиться
 Вниманья лестного красы,
 Гусар крутит свои усы,
 Писатель чопорно острится,
 И оба правы: говорят,
 Что в то же время можно дамам,
 Меняя слева взгляд на взгляд,
 Смеяться справа эпиграммам.
 Меж тем и в лентах и в звездах,
 Порою с картами в руках,
 Выходят важные бояры,
 Встав из-за ломберных столов,
 Взглянуть на мчащиеся пары
 Под гул порывистый смычков.
Но гости глухо зашумели,
 Вся зала шепотом полна:
 «Домой уехала она!
 Вдруг стало дурно ей». — «Ужели?»
 — «В кадрили весело вертясь,
 Вдруг помертвела!» — «Что причиной?
 Ах, Боже мой! Скажите, князь,
 Скажите, что с княгиней Ниной,
 Женою вашею?» — «Бог весть,
 Мигрень, конечно!.. В сюрах шесть».
 — «Что с ней, кузина? танцевали
 Вы в ближней паре, видел я?
 В кругу пристойном не всегда ли
 Она как будто не своя?»
Злословье правду говорило.
 В Москве меж умниц и меж дур
 Моей княгине чересчур
 Слыть Пенелопой трудно было.
 Презренья к мнению полна,
 Над добродетелию женской
 Не насмехается ль она,
 Как над ужимкой деревенской?
 Кого в свой дом она манит,
 Не записных ли волокит,
 Не новичков ли миловидных?
 Не утомлен ли слух людей
 Молвой побед ее бесстыдных
 И соблазнительных связей?
Но как влекла к себе всесильно
 Ее живая красота!
 Чьи непорочные уста
 Так улыбалися умильно!
 Какая бы Людмила ей,
 Смирясь, лучей благочестивых
 Своих лазоревых очей
 И свежести ланит стыдливых
 Не отдала бы сей же час
 За яркий глянец черных глаз,
 Облитых влагой сладострастной,
 За пламя жаркое ланит?
 Какая фее самовластной
 Не уступила б из харит?
Как в близких сердцу разговорах
 Была пленительна она!
 Как угодительно-нежна
 Какая ласковость во взорах
 У ней сияла! Но порой,
 Ревнивым гневом пламенея,
 Как зла в словах, страшна собой,
 Являлась новая Медея!
 Какие слезы из очей
 Потом катилися у ней!
 Терзая душу, проливали
 В нее томленье слезы те;
 Кто б не отер их у печали,
 Кто б не оставил красоте?
Страшись прелестницы опасной,
 Не подходи: обведена
 Волшебным очерком она;
 Кругом ее заразы страстной
 Исполнен воздух! Жалок тот,
 Кто в сладкий чад его вступает:
 Ладью пловца водоворот
 Так на погибель увлекает!
 Беги ее: нет сердца в ней!
 Страшися вкрадчивых речей
 Одуревающей приманки;
 Влюбленных взглядов не лови:
 В ней жар упившейся вакханки,
 Горячки жар — не жар любви.
Так, не сочувствия прямого
 Могуществом увлечена —
 На грудь роскошную она
 Звала счастливца молодого;
 Он пересоздан был на миг
 Ее живым воображеньем;
 Ей своенравный зрелся лик,
 Она ласкала с упоеньем
 Одно видение свое.
 И гасла вдруг мечта ее:
 Она вдалась в обман досадный,
 Ее прельститель ей смешон,
 И средь толпы Лаисе хладной
 Уж неприметен будет он.
В часы томительные ночи,
 Утех естественных чужда,
 Так чародейка иногда
 Себе волшебством тешит очи:
 Над ней слились из облаков
 Великолепные чертоги;
 Она на троне из цветов,
 Ей угождают полубоги.
 На миг один восхищена
 Живым видением она;
 Но в ум приходит с изумленьем,
 Смеется сердца забытью
 И с тьмой сливает мановеньем
 Мечту блестящую свою.
Чей образ кисть нарисовала?
 Увы! те дни уж далеко,
 Когда княгиня так легко
 Воспламенялась, остывала!
 Когда, питомице прямой
 И Эпикура и Ниноны,
 Летучей прихоти одной
 Ей были ведомы законы!
 Посланник рока ей предстал;
 Смущенный взор очаровал,
 Поработил воображенье,
 Слиял все мысли в мысль одну
 И пролил страстное мученье
 В глухую сердца глубину.
Красой изнеженной Арсений
 Не привлекал к себе очей:
 Следы мучительных страстей,
 Следы печальных размышлений
 Носил он на челе; в очах
 Беспечность мрачная дышала,
 И не улыбка на устах —
 Усмешка праздная блуждала.
 Он незадолго посещал
 Края чужие; там искал,
 Как слышно было, развлеченья
 И снова родину узрел;
 Но, видно, сердцу исцеленья
 Дать не возмог чужой предел.
Предстал он в дом моей Лаисы,
 И остряков задорный полк
 Не знаю как пред ним умолк —
 Главой поникли Адонисы.
 Он в разговоре поражал
 Людей и света знаньем редким,
 Глубоко в сердце проникал
 Лукавой шуткой, словом едким,
 Судил разборчиво певца,
 Знал цену кисти и резца,
 И, сколько ни был хладно-сжатым
 Привычный склад его речей,
 Казался чувствами богатым
 Он в глубине души своей.
Неодолимо, как судьбина,
 Не знаю, что в игре лица,
 В движенье каждом пришлеца
 К нему влекло тебя, о Нина!
 С него ты не сводила глаз…
 Он был учтив, но хладен с нею.
 Ее смущал он много раз
 Улыбкой опытной своею;
 Но, жрица давняя любви,
 Она ль не знала, как в крови
 Родить мятежное волненье,
 Как в чувства дикий жар вдохнуть.
 И всемогущее мгновенье
 Его повергло к ней на грудь.
Мои любовники дышали
 Согласным счастьем два-три дня;
 Чрез день-другой потом они
 Несходство в чувствах показали.
 Забвенья страстного полна,
 Полна блаженства жизни новой,
 Свободно, радостно она
 К нему ласкалась; но суровый,
 Унылый часто зрелся он:
 Пред ним летал мятежный сон;
 Всегда рассеянный, судьбину,
 Казалось, в чем-то он винил,
 И, прижимая к сердцу Нину,
 От Нины сердце он таил.
Неблагодарный! Им у Нины
 Все мысли были заняты:
 Его любимые цветы,
 Его любимые картины
 У ней являлися. Не раз
 Блистали новые уборы
 В ее покоях, чтоб на час
 Ему прельстить, потешить взоры.
 Был втайне убран кабинет,
 Где сладострастный полусвет,
 Богинь роскошных изваянья,
 Курений сладких легкий пар —
 Животворило все желанья,
 Вливало в сердце томный жар.
Вотще! Он предан был печали.
 Однажды (до того дошло)
 У Нины вспыхнуло чело
 И очи ярко заблистали.
 Страстей противных беглый спор
 Лицо явило. «Что с тобою,—
 Она сказала,— что твой взор
 Всё полон мрачною тоскою?
 Досаду давнюю мою
 Я боле в сердце не таю:
 Печаль с тобою неразлучна;
 Стыжусь, но ясно вижу я:
 Тебе тяжка, тебе докучна
 Любовь безумная моя!
Скажи, за что твое презренье?
 Скажи, в сердечной глубине
 Ты нечувствителен ко мне
 Иль недоверчив? Подозренье
 Я заслужила. Старины
 Мне тяжело воспоминанье:
 Тогда всечасной новизны
 Алкало у меня мечтанье;
 Один кумир на долгий срок
 Поработить его не мог;
 Любовь сегодняшняя трудно
 Жила до завтрашнего дня,—
 Мне вверить сердце безрассудно,
 Ты прав, но выслушай меня.
Беги со мной — земля велика!
 Чужбина скроет нас легко,
 И там безвестно, далеко,
 Ты будешь полный мой владыка.
 Ты мне Италию порой
 Хвалил с блестящим увлеченьем;
 Страну, любимую тобой,
 Узнала я воображеньем;
 Там солнце пышно, там луна
 Восходит, сладости полна;
 Там вьются лозы винограда,
 Шумят лавровые леса,—
 Туда, туда! с тобой я рада
 Забыть родные небеса.
Беги со мной! Ты безответен!
 Ответствуй, жребий мой реши.
 Иль нет! зачем? Твоей души
 Упорный холод мне приметен;
 Молчи же! не нуждаюсь я
 В словах обманчивых,— довольно!
 Любовь несчастная моя
 Мне свыше казнь… но больно, больно!..»
 И зарыдала. Возмущен
 Ее тоской: «Безумный сон
 Тебя увлек,— сказал Арсений,—
 Невольный мрак души моей —
 След прежних жалких заблуждений
 И прежних гибельных страстей.
Его со временем рассеет
 Твоя волшебная любовь;
 Нет, не тревожься, если вновь
 Тобой сомненье овладеет!
 Моей печали не вини».
 День после, мирною четою,
 Сидели на софе они.
 Княгиня томною рукою
 Обняла друга своего
 И прилегла к плечу его.
 На ближний столик, в думе скрытной
 Облокотясь, Арсений наш
 Меж тем по карточке визитной
 Водил небрежный карандаш.
Давно был вечер. С легким треском
 Горели свечи на столе,
 Кумиров мрамор в дальней мгле
 Кой-где блистал неверным блеском.
 Молчал Арсений, Нина тож.
 Вдруг, тайным чувством увлеченный,
 Он восклицает: «Как похож!»
 Проснулась Нина: «Друг бесценный,
 Похож! Ужели? мой портрет!
 Взглянуть позволь… Что ж это? Нет!
 Не мой: жеманная девчонка
 Со сладкой глупостью в глазах,
 В кудрях мохнатых, как болонка,
 С улыбкой сонной на устах!
Скажу, красавица такая
 Меня затмила бы совсем…»
 Лицо княгини между тем
 Покрыла бледность гробовая.
 Ее дыханье отошло,
 Уста застыли, посинели;
 Увлажил хладный пот чело,
 Непомертвелые блестели
 Глаза одни. Вещать хотел
 Язык мятежный, но коснел,
 Слова сливались в лепетанье.
 Мгновенье долгое прошло,
 И наконец ее страданье
 Свободный голос обрело:
«Арсений, видишь, я мертвею;
 Арсений, дашь ли мне ответ!
 Знаком ты с ревностию?.. Нет!
 Так ведай, я знакома с нею,
 Я к ней способна! В старину
 Меж многих редкостей Востока
 Себе я выбрала одну…
 Вот перстень… с ним я выше рока!
 Арсений! мне в защиту дан
 Могучий этот талисман;
 Знай, никакое злоключенье
 Меня при нем не устрашит.
 В глазах твоих недоуменье,
 Дивишься ты! Он яд таит».
У Нины руку взял Арсений:
 «Спокойна совесть у меня,—
 Сказал,— но дожил я до дня
 Тяжелых сердцу откровений.
 Внимай же мне. С чего начну?
 Не предавайся гневу, Нина!
 Другой дышал я в старину,
 Хотела то сама судьбина.
 Росли мы вместе. Как мила
 Малютка Олинька была!
 Ее мгновеньями иными
 Еще я вижу пред собой
 С очами темно-голубыми,
 С темно-кудрявой головой.
Я называл ее сестрою,
 С ней игры детства я делил;
 Но год за годом уходил
 Обыкновенной чередою.
 Исчезло детство. Притекли
 Дни непонятного волненья,
 И друг на друга возвели
 Мы взоры, полные томленья.
 Обманчив разговор очей.
 И, руку Оленьки моей
 Сжимая робкою рукою,
 «Скажи,— шептал я иногда,—
 Скажи, любим ли я тобою?»
 И слышал сладостное да.
В счастливый дом, себе на горе,
 Тогда я друга ввел. Лицом
 Он был приятен, жив умом;
 Обворожил он Ольгу вскоре.
 Всегда встречались взоры их,
 Всегда велся меж ними шепот.
 Я мук язвительных моих
 Не снес — излил ревнивый ропот.
 Какой же ждал меня успех?
 Мне был ответом детский смех!
 Ее покинул я с презреньем,
 Всю боль души в душе тая.
 Сказал «прости» всему: но мщеньем
 Сопернику поклялся я.
Всечасно колкими словами
 Скучал я, досаждал ему,
 И по желанью моему
 Вскипела ссора между нами:
 Стрелялись мы. В крови упав,
 Навек я думал мир оставить;
 С одра восстал я телом здрав,
 Но сердцем болен. Что прибавить?
 Бежал я в дальние края;
 Увы! под чуждым небом я
 Томился тою же тоскою.
 Родимый край узрев опять,
 Я только с милою тобою
 Душою начал оживать».
Умолк. Бессмысленно глядела
 Она на друга своего,
 Как будто повести его
 Еще вполне не разумела;
 Но, от руки его потом
 Освободив тихонько руку,
 Вдруг содрогнулася лицом,
 И всё в нем выразило муку.
 И, обессилена, томна,
 Главой поникнула она.
 «Что, что с тобою, друг бесценный?» —
 Вскричал Арсений. Слух его
 Внял только вздох полустесненный.
 «Друг милый, что ты?» — «Ничего».
Еще на крыльях торопливых
 Промчалось несколько недель
 В размолвках бурных, как досель,
 И в примиреньях несчастливых.
 Но что же, что же напослед?
 Сегодня друга нет у Нины,
 И завтра, послезавтра нет!
 Напрасно, полная кручины,
 Она с дверей не сводит глаз
 И мнит: он будет через час.
 Он позабыл о Нине страстной;
 Он не вошел, вошел слуга,
 Письмо ей подал… миг ужасный!
 Сомненья нет: его рука!
«Что медлить,— к ней писал Арсений,
 Открыться должно… Небо! в чем?
 Едва владею я пером,
 Ищу напрасно выражений.
 О Нина! Ольгу встретил я;
 Она поныне дышит мною,
 И ревность прежняя моя
 Была неправой и смешною.
 Удел решен. По старине
 Я верен Ольге, верной мне.
 Прости! твое воспоминанье
 Я сохраню до поздних дней;
 В нем понесу я наказанье
 Ошибок юности моей».
Для своего и для чужого
 Незрима Нина; всем одно
 Твердит швейцар ее давно:
 «Не принимает, нездорова!»
 Ей нужды нет ни в ком, ни в чем;
 Питье и пищу забывая,
 В покое дальнем и глухом
 Она, недвижная, немая,
 Сидит и с места одного
 Не сводит взора своего.
 Глубокой муки сон печальный!
 Но двери пашут, растворясь:
 Муж не весьма сентиментальный,
 Сморкаясь громко, входит князь.
И вот садится. В размышленье
 Сначала молча погружен,
 Ногой потряхивает он;
 И наконец: «С тобой мученье!
 Без всякой грусти ты грустишь;
 Как погляжу, совсем больна ты;
 Ей-ей! с трудом вообразишь,
 Как вы причудами богаты!
 Опомниться тебе пора.
 Сегодня бал у князь Петра;
 Забудь фантазии пустые
 И от людей не отставай;
 Там будут наши молодые,
 Арсений с Ольгой. Поезжай,
 Ну что, поедешь ли?» — «Поеду»,
 Сказала, странно оживясь,
 Княгиня. «Дело,— молвил князь,—
 Прощай, спешу я в клоб к обеду».
 Что, Нина бедная, с тобой?
 Какое чувство овладело
 Твоей болезненной душой?
 Что оживить ее умело,
 Ужель надежда? Торопясь
 Часы летят; уехал князь;
 Пора готовиться княгине.
 Нарядами окружена,
 Давно не бывшими в помине,
 Перед трюмо стоит она.
Уж газ на ней, струясь, блистает;
 Роскошно, сладостно очам
 Рисует грудь, потом к ногам
 С гирляндой яркой упадает.
 Алмаз мелькающих серег
 Горит за черными кудрями;
 Жемчуг чело ее облег,
 И, меж обильными косами
 Рукой искусной пропущен,
 То видим, то невидим он.
 Над головою перья веют;
 По томной прихоти своей,
 То ей лицо они лелеют,
 То дремлют в локонах у ней.
Меж тем (к какому разрушенью
 Ведет сердечная гроза!)
 Ее потухшие глаза
 Окружены широкой тенью
 И на щеках румянца нет!
 Чуть виден в образе прекрасном
 Красы бывалой слабый след!
 В стекле живом и беспристрастном
 Княгиня бедная моя
 Глядяся, мнит: «И это я!
 Но пусть на страшное виденье
 Он взор смущенный возведет,
 Пускай узрит свое творенье
 И всю вину свою поймет».
Другое тяжкое мечтанье
 Потом волнует душу ей:
 «Ужель сопернице моей
 Отдамся я на поруганье!
 Ужель спокойно я снесу,
 Как, торжествуя надо мною,
 Свою цветущую красу
 С моей увядшею красою
 Сравнит насмешливо она!
 Надежда есть еще одна:
 Следы печали я сокрою
 Хоть вполовину, хоть на час…»
 И Нина трепетной рукою
 Лицо румянит в первый раз.
Она явилася на бале.
 Что ж возмутило душу ей?
 Толпы ли ветреных гостей
 В ярко блестящей, пышной зале,
 Беспечный лепет, мирный смех?
 Порывы ль музыки веселой,
 И, словом, этот вихрь утех,
 Больным душою столь тяжелый?
 Или двусмысленно взглянуть
 Посмел на Нину кто-нибудь?
 Иль лишним счастием блистало
 Лицо у Ольги молодой?
 Что б ни было, ей дурно стало,
 Она уехала домой.
Глухая ночь. У Нины в спальной,
 Лениво споря с темнотой,
 Перед иконой золотой
 Лампада точит свет печальный.
 То пропадет во мраке он,
 То заиграет на окладе;
 Кругом глубокий, мертвый сон!
 Меж тем в блистательном наряде,
 В богатых перьях, жемчугах,
 С румянцем странным на щеках,
 Ты ль это, Нина, мною зрима?
 В переливающейся мгле
 Зачем сидишь ты недвижима,
 С недвижной думой на челе?
Дверь заскрипела, слышит ухо
 Походку чью-то на полу;
 Перед иконою, в углу,
 Стал и закашлял кто-то глухо.
 Сухая, дряхлая рука
 Из тьмы к лампаде потянулась;
 Светильню тронула слегка,
 Светильня сонная очнулась,
 И свет нежданный и живой
 Вдруг озаряет весь покой;
 Княгини мамушка седая
 Перед иконою стоит,
 И вот уж, набожно вздыхая,
 Земной поклон она творит.
Вот поднялась, перекрестилась;
 Вот поплелась было домой;
 Вдруг видит Нину пред собой,
 На полпути остановилась.
 Глядит печально на нее,
 Качает старой головою:
 «Ты ль это, дитятко мое,
 Такою позднею порою?..
 И не смыкаешь очи сном,
 Горюя Бог знает о чем!
 Вот так-то ты свой век проводишь,
 Хоть от ума, да неумно;
 Ну, право, ты себя уходишь,
 А ведь грешно, куда грешно!
И что в судьбе твоей худого?
 Как погляжу я, полон дом
 Не перечесть каким добром;
 Ты роду-звания большого;
 Твой князь приятного лица,
 Душа в нем кроткая такая,—
 Всечасно вышнего Творца
 Благословляла бы другая!
 Ты позабыла Бога… да,
 Не ходишь в церковь никогда;
 Поверь, кто Господа оставит,
 Того оставит и Господь;
 А он-то духом нашим правит,
 Он охраняет нашу плоть!
Не осердись, моя родная;
 Ты знаешь, мало ли о чем
 Мелю я старым языком,
 Прости, дай ручку мне». Вздыхая,
 К руке княгининой она
 Устами ветхими прильнула —
 Рука ледяно-холодна.
 В лицо ей с трепетом взглянула —
 На ней поспешный смерти ход;
 Глаза стоят и в пене рот…
 Судьбина Нины совершилась,
 Нет Нины! ну так что же? нет!
 Как видно, ядом отравилась,
 Сдержала страшный свой обет!
Уже билеты роковые,
 Билеты с черною каймой,
 На коих бренности людской
 Трофеи, модой принятые,
 Печально поражают взгляд;
 Где сухощавые Сатурны
 С косами грозными сидят,
 Склонясь на траурные урны;
 Где кости мертвые крестом
 Лежат разительным гербом
 Под гробовыми головами,—
 О смерти Нины должну весть
 Узаконенными словами
 Спешат по городу разнесть.
В урочный день, на вынос тела,
 Со всех концов Москвы большой
 Одна карета за другой
 К хоромам князя полетела.
 Обсев гостиную кругом,
 Сначала важное молчанье
 Толпа хранила; но потом
 Возникло томное жужжанье;
 Оно росло, росло, росло
 И в шумный говор перешло.
 Объятый счастливым забвеньем,
 Сам князь за дело принялся
 И жарким богословским преньем
 С ханжой каким-то занялся.
Богатый гроб несчастной Нины,
 Священством пышным окружен,
 Был в землю мирно опущен;
 Свет не узнал ее судьбины.
 Князь, без особого труда,
 Свой жребий вышней воле предал.
 Поэт, который завсегда
 По четвергам у них обедал,
 Никак с желудочной тоски
 Скропал на смерть ее стишки.
 Обильна слухами столица;
 Молва какая-то была,
 Что их законная страница
 В журнале дамском приняла.
Анализ стихотворения «Бал» Баратынского
Произведение «Бал» Евгения Абрамовича Баратынского – романтическая история в интерьерах русского великосветского общества XIX века.
Повесть в стихах создана в период с 1825 по 1828 год. Его автору в эту пору исполнилось 28 лет, он состоит на гражданской службе, вступил в брак, а с выходом своего дебютного сборника еще и приобрел известность. По жанру – поэма, стихотворная повесть, по размеру – четырехстопный ямб с парной, перекрестной и охватной рифмовкой (оригинальная строфа, созданная в противовес онегинской). Центральный персонаж – не герой (что было бы типично), а героиня, роковая красавица, неверная жена старого князя. Ее сильная переменчивая натура нашла себе выход в любовной лихорадке. Встреча с «пришлецом» Арсением, разгонявшем тоску в Европе, поразила огненное воображение Нины. Он не отвечал ей взаимностью – и потому понравился. Впрочем, своего она добилась. Но «от Нины сердце он таил». И однажды она услышала от этого разочарованного скептика безыскусную сентиментальную историю любви, начало которой было положено еще в детские годы. Соперница – полная противоположность Нины, как внешне, так и душой, «малютка Оленька».
В юности харизматичный, обходительный друг вдруг встал на пути робкого чувства. Арсений ранен был на дуэли, но еще сильнее – холодностью любимой. Именно после этих событий он и покинул свет, уехал. Нина уже предчувствует беду. Разлучница невидимой рукой вновь похитила сердце Арсения. Жалкое «колечко» с ядом у Нины не трогает Арсения – его мысли уже далеко. Его новая встреча с Ольгой была неминуема, а с ней – и объясненье, и примиренье. Нине осталось лишь прощальное письмо с извинениями. Решается она и ехать на бал вместе с заботливым мужем, где видит счастливых влюбленных. Дома старенькая няня жалеет и корит свою любимицу: «ты позабыла Бога…», но та уже ее не слышит, «как видно, ядом отравилась». Несчастная, снедаемая страстью княгиня, давно, видимо, готовая к побегу – хотя бы и в смерть, была погребена со всеми почестями, с большой скучающей толпой провожающих. «Обыкновенными словами» обсуждали ее жизнь и кончину, свои тайны Нина унесла в могилу. Как принято, поэт с иронией живописует пустоту света, приличия, заменяющие ум и чувства. Своей неоднозначной героине он сочувствует, у нее хотя бы были порывы, характер. Впрочем, они оказались растраченными впустую. Лексика возвышенная и архаичная мешается с просторечной, интонация ироническая, бытописательная. Образ поэта с несварением желудка, «кропающего стишки». Сатирическое описание балов. Прямая речь, град вопросов и восклицаний. Эпитеты: ужимкой деревенской, новичков миловидных, живая красота. Лаиса – гетера, Адонис – красавец из мифов древних греков, Медея – волшебница, ради любви готовая на преступления. Устаревшие формы слов: катилися, страшися, любимыя. Сравнение: как судьбина. Повторы («грешно», «больно»), перечисления, авторский голос, анафора («скажи»), инверсия («алкало мечтанье»).
В поэме «Бал» Е. Баратынский создал тонкий психологический женский портрет, исследовал пути страстей, высмеял суету, которой принято отдавать лучшие годы.


 (4 оценок, среднее: 4,00 из 5)
 (4 оценок, среднее: 4,00 из 5)