По рыбам, по звездам
 Проносит шаланду:
 Три грека в Одессу
 Везут контрабанду.
 На правом борту,
 Что над пропастью вырос:
 Янаки, Ставраки,
 Папа Сатырос.
 А ветер как гикнет,
 Как мимо просвищет,
 Как двинет барашком
 Под звонкое днище,
 Чтоб гвозди звенели,
 Чтоб мачта гудела:
 «Доброе дело! Хорошее дело!»
 Чтоб звезды обрызгали
 Груду наживы:
 Коньяк, чулки
 И презервативы…
Ай, греческий парус!
 Ай, Черное море!
 Ай, Черное море!..
 Вор на воре!
. . . . . . . . . . . . .
Двенадцатый час —
 Осторожное время.
 Три пограничника,
 Ветер и темень.
 Три пограничника,
 Шестеро глаз —
 Шестеро глаз
 Да моторный баркас…
 Три пограничника!
 Вор на дозоре!
 Бросьте баркас
 В басурманское море,
 Чтобы вода
 Под кормой загудела:
 «Доброе дело!
 Хорошее дело!»
 Чтобы по трубам,
 В ребра и винт,
 Виттовой пляской
 Двинул бензин.
Ай, звездная полночь!
 Ай, Черное море!
 Ай, Черное море!..
 Вор на воре!
. . . . . . . . . . . . .
Вот так бы и мне
 В налетающей тьме
 Усы раздувать,
 Развалясь на корме,
 Да видеть звезду
 Над бугшпритом склоненным,
 Да голос ломать
 Черноморским жаргоном,
 Да слушать сквозь ветер,
 Холодный и горький,
 Мотора дозорного
 Скороговорки!
 Иль правильней, может,
 Сжимая наган,
 За вором следить,
 Уходящим в туман…
 Да ветер почуять,
 Скользящий по жилам,
 Вослед парусам,
 Что летят по светилам…
 И вдруг неожиданно
 Встретить во тьме
 Усатого грека
 На черной корме…
Так бей же по жилам,
 Кидайся в края,
 Бездомная молодость,
 Ярость моя!
 Чтоб звездами сыпалась
 Кровь человечья,
 Чтоб выстрелом рваться
 Вселенной навстречу,
 Чтоб волн запевал
 Оголтелый народ,
 Чтоб злобная песня
 Коверкала рот,-
 И петь, задыхаясь,
 На страшном просторе:
«Ай, Черное море,
 Хорошее море..!»
Анализ стихотворения «Контрабандисты» Багрицкого
Стихи «Контрабандисты» Эдуарда Георгиевича Багрицкого были положены на музыку Виктором Семеновичем Берковским и стали известной авторской песней.
Стихотворение создано в 1927 году. Автору его исполнилось 32 года, не так давно он вместе с женой и сыном перебрался из Одессы в Москву. Его дебютная книга стихов еще только готовится выйти в свет. В жанровом отношении – остросюжетная морская история, почти песня. Рифмовка смешанная, есть и внутренняя рифма («мне – налетающей тьме»). Герой – в роли пограничника. События происходят в период НЭПа, когда частное предпринимательство вновь вошло в силу. Черноморское направление – одно из самых успешных для ввоза контрабанды в то время. Как горячие пирожки, расходились по рукам сумки, трикотаж, перчатки, кожаные вещи. Собственно, и в стихах перечислен тот же незатейливый товар: «коньяк, чулки и презервативы» (цена пачки последних могла равняться среднемесячной зарплате рабочего). Сам уроженец портового города, Э. Багрицкий мастерски описывает опасное, почти пиратское, ремесло. Три удалых грека под покровом ночи, с риском для жизни, несутся под парусом к берегу. Три пограничника тоже не спят. «Басурманское море» (имеется в виду близость Турции). «Виттовой пляской» (то есть, живо, напористо, как движения нервнобольного). Охота началась, как и схватка железных воль. Поэт, с детства страдавший астмой, сам не прочь оказаться на баркасе пограничников. Беспечным одесситом (со знаменитым «черноморским жаргоном») или охотником с наганом в руке, жадно ловящим трепет воровского паруса в воздухе. В заключительной строфе – сам отчаянный бой. Бешеный угар, исковерканные рты, беспорядочная пальба людей, которым нечего терять. Борьба ни на жизнь, а на смерть – каждый за свои идеалы, за свой мир. Но загнанный зверь здесь – нарушители советских декретов, враги «бездомной молодости». Страшная метафора: звездами сыпалась кровь человечья. Море, тьма и крики идейных врагов. Строй стихотворения подчеркнут ритмом, залихватскими рефренами «ай, Черное море!», «Доброе дело!», «Вор на воре!» Правдоподобия происшествию придают имена героев: Янаки, Ставраки, папа Сатырос. Образ ветра как разбойника. Сравнение: барашком. Повторы, анафора, град зычных восклицаний, инверсия (двинул бензин), прозаизмы, морские термины (бугшприт), лексика сочная, разговорная. Перечисления, умолчания, апострофа (обращение к молодости), идиома (кидайся в края). Эпитеты: оголтелый народ, страшном просторе, звонкое днище. Междометия. Яркое описание вечного ночного моря.
Произведение «Контрабандисты» Э. Багрицкого – столкновение морской, воровской и революционной романтики.


Супер. Только побывав в Греции на море можно почувствовал этот стих.
Та ладно!
Я живу в Анапе. И поэтому очень даже могу прочувствовать Этот Стих. ЧИсто по нашему!
Мятежный Багрицкий!
А моря боялся. Панически!