Не бейте детей, никогда не бейте!
 Поймите, вы бьете в них сами себя,
 Неважно, любя их иль не любя,
 Но делать такого вовек не смейте!
Вы только взгляните: пред вами — дети,
 Какое ж, простите, геройство тут?!
 Но сколько ж таких, кто жестоко бьют,
 Вложив чуть не душу в тот черный труд,
 Заведомо зная, что не ответят!
Кричи на них, бей! А чего стесняться?!
 Ведь мы ж многократно сильней детей!
 Но если по совести разобраться,
 То порка — бессилье больших людей!
И сколько ж порой на детей срывается
 Всех взрослых конфликтов, обид и гроз.
 Ну как же рука только поднимается
 На ужас в глазах и потоки слез?!
И можно ль распущенно озлобляться,
 Калеча и душу, и детский взгляд,
 Чтоб после же искренно удивляться
 Вдруг вспышкам жестокости у ребят.
Мир жив добротою и уваженьем,
 А плетка рождает лишь страх и ложь.
 И то, что не можешь взять убежденьем —
 Хоть тресни — побоями не возьмешь!
В ребячьей душе все хрустально-тонко,
 Разрушим — вовеки не соберем.
 И день, когда мы избили ребенка,
 Пусть станет позорнейшим нашим днем!
Когда-то подавлены вашей силою,
 Не знаю, как жить они после будут,
 Но только запомните, люди милые,
 Они той жестокости не забудут.
Семья — это крохотная страна.
 И радости наши произрастают,
 Когда в подготовленный грунт бросают
 Лишь самые добрые семена!
Анализ стихотворения «Не бейте детей» Асадова
Взволнованные стихи «Не бейте детей» Эдуарда Аркадьевича Асадова – образец поздней лирики поэта.
Стихотворение датируется 1990 годом. Автору его в эту пору исполнилось 67 лет, он по-прежнему много пишет, только в это смутное время чаще всего в стол, книги некогда народного поэта почти не переиздаются, да и среди властителей дум его как будто больше нет. Впрочем, время расставит все по местам: поэт еще не раз увидит свои книги изданными, вспомнят его и благодарные читатели. В жанровом отношении – набат, социальная драма, просьба и требование. В стихотворении есть и типичное для поэта пятистишие среди четверостиший, рифмовка – от охватной и перекрестной до смешанной, 9 строф. Тема стиха, к сожалению, всегда актуальна. Подход к воспитанию детей может быть разным, однако поэт описывает именно пограничную ситуацию, момент слома детской психики, личности, который не пройдет даром для общества. Сам поэт воспитал сына. Собственно, из-за него он долго не решался поставить точку в уже разрушенном браке. Также он был лучшим дедушкой на свете и другом для внучки Кристины. В 1990 году ей как раз было 12 лет. Открывается стихотворение призывом, запретом: «не бейте детей». Затем поэт на все лады пытается достучаться до сердец читателей. «Бессилье больших людей» порождает цепную реакцию зла. Однако «мир жив добротою»: поэт считает, что уважение – вовсе не прерогатива лишь взрослых людей, в ребенке нужно и видеть личность, и формировать ее. Завершается произведение предостережением о том, что все начинается с разрушения доверия в семье. Чем больше жестокости в семьях, тем меньше надежд на достойное будущее у страны. Лексика в стихе нарочита контрастная, порка и плетка – аллегория всех видов побоев. Вводные слова и обращения (простите, люди милые), повелительное наклонение (кричи, бей), пронзительные восклицания, включая привычное для Э. Асадова соседство вопросительного и восклицательного знаков, не чужд поэт и простой глагольной рифмы, ведь для него форма отступает на задний план перед мыслью, болью. Есть и не менее привычный для поэта компаратив (сравнительная степень): сильней, позорнейшим. Эпитеты: хрустально-тонко, крохотная страна. Прозаизм: грунт. Метафора: радости произрастают. Местоимение «мы» – как знак распространенности проблемы.
Поэт Э. Асадов в своем творчестве часто поднимает темы, о которых не принято говорить, а тем более – писать в стихах. «Не бейте детей» – его завет и всем современным людям.

