Тебе знаком ли сын богов,
 Любимец муз и вдохновенья?
 Узнал ли б меж земных сынов
 Ты речь его, его движенья?
 Не вспыльчив он, и строгий ум
 Не блещет в шумном разговоре,
 Но ясный луч высоких дум
 Невольно светит в ясном взоре.
 Пусть вкруг него, в чаду утех,
 Бушует ветреная младость,
 Безумный крик, нескромный смех
 И необузданная радость:
 Всё чуждо, дико для него,
 На всё спокойно он взирает,
 Лишь редко что-то с уст его
 Улыбку беглую срывает.
 Его богиня — простота,
 И тихий гений размышленья
 Ему поставил от рожденья
 Печать молчанья на уста.
 Его мечты, его желанья,
 Его боязни, упованья —
 Всё тайна в нем, всё в нем молчит:
 В душе заботливо хранит
 Он неразгаданные чувства…
 Когда ж внезапно что-нибудь
 Взволнует огненную грудь —
 Душа, без страха, без искусства,
 Готова вылиться в речах
 И блещет в пламенных очах…
 И снова тих он, и стыдливый
 К земле он опускает взор,
 Как будто слышит он укор
 За невозвратные порывы.
 О, если встретишь ты его
 С раздумьем на челе суровом —
 Пройди без шума близ него,
 Не нарушай холодным словом
 Его священных, тихих снов;
 Взгляни с слезой благоговенья
 И молви: это сын богов,
 Любимец муз и вдохновенья.
Анализ стихотворения «Поэт» Веневитинова
Дмитрий Владимирович Веневитинов передал своего «Поэта» журналу «Московский вестник», в издании которого принимал деятельное участие.
Стихотворение датируется концом 1826 года. Его автору в этот момент 21 год, он только что перебрался из Москвы в Петербург, состоит на службе в одном из департаментов при Министерстве иностранных дел. Нужно сказать, что по дороге в столицу поэт был задержан по подозрению в причастности к заговору декабристов. Впрочем, его вскоре отпустили. Спустя считанные месяцы он заболел, по всей видимости, пневмонией, от которой и скончался в возрасте 22 лет. Жанр – философская лирика о предназначении поэта. Размер – ямбические стихи с тремя видами рифмовки: смежной, перекрестной и охватной, деления на строфы нет. Лексика возвышенная. Композиция кольцевая, на вопрос, заданный в первых строках, ответ звучит в финале. Начинается стихотворение с парентезы (обращения) к собеседнику, читателю. Как узнать поэта «меж земных сынов»? Сама постановка вопроса подразумевает, что художник слова – не похож на людей из «толпы». Конечно, такое противопоставление давно стало общим местом мировой поэзии, однако оно не теряет актуальности. Далее идет, по сути, словесный автопортрет. «Не вспыльчив он»: не любит пустого спора, не ищет дешевой популярности. Двойная метафора «ясный луч, взор». Даже в юности он не вполне отдается «необузданной радости». В глубине души он всегда задумчив и чаще улыбается своим мыслям, словам ребенка, чем нескромным шуткам. Понятия в античном духе «богиня и гений» имеют здесь не мифологические имена: простота и размышление. «Все в нем молчит»: через 4 года эту мысль разовьет Ф. Тютчев в своем «Silentium!». Перечислительная градация: без страха, без искусства. «Душа готова вылиться и блещет»: в минуту волненья такой человек приоткрывает тайны своего сердца, удивляет людей нетривиальностью суждений, а значит – делается беззащитным перед ними. Порыв воодушевления быстро проходит, но остаются идеи, произведения искусства, философия. И вновь обращение к читателю с междометьем: пройди без шума близ него (без праздного любопытства). Не стоит и сражаться с его убеждениями. «Слезой благоговенья»: помимо избранничества, «на челе» его явственна печать страдания, судьбы. Россыпь эпитетов: ветреная младость, безумный крик, челе суровом, строгий ум.
Романтические воззрения на миссию искусства Д. Веневитинов изложил в «Поэте».

