маленькая поэма
 «Полдень в комнате.»
 (И. Бродский)
1.
У нас военный переворот.
 На улицах всякий хлам:
 Окурки, гильзы, стекло. Народ
 Сидит по своим углам.
Вечор, ты помнишь, была пальба.
 Низложенный кабинет
 Бежал. Окрестная голытьба
 Делилась на «да» и «нет».
Три пополудни. Соседи спят.
 Станции всех широт
 Стихли, усталые. Листопад.
 В общем, переворот.
2.
Сегодня тихо, почти тепло.
 Лучи текут через тюль
 И мутно-солнечное стекло,
 Спасшееся от пуль.
Три пополудни. То ли режим,
 То ли всяк изнемог
 И отсыпается. Мы лежим,
 Уставившись в потолок.
Собственно, мы уже за чертой.
 Нас уже как бы нет.
 Три пополудни. Свет золотой.
 Это и есть тот свет.
3.
Вчера все кончилось: детский плач,
 выстрелы, вой старух…
 Так после казни стоит палач
 И переводит дух.
Полная тишь, голубая гладь,
 Вязкий полет листвы…
 Кто победил — еще не понять:
 Ясно, что все мертвы.
Так завершается большинство
 штурмов, штормов, атак.
 Мы ли не знаем, после чего
 Тоже бывает так?
4.
Миг равновесья. Лучи в окно.
 Золото тишины.
 Палач и жертва знают одно,
 в этом они равны.
Это блаженнейшая пора:
 пауза, лень, просвет.
 Прежняя жизнь пресеклась вчера,
 Новой покуда нет.
Клены. Поваленные столбы.
 Внизу не видно земли:
 Листья осыпались от стрельбы,
 Дворника увели.
5.
Полная тишь, золотая лень.
 Мы с тобой взаперти.
 Может быть, это последний день:
 завтра могут прийти.
Три пополудни. Полный покой,
 Точка, верхний предел.
 Чуть прикасаясь к руке рукой,
 но не сближая тел,
влажной кожей на простыне
 И к потолку лицом…
 Три пополудни. Тень на стене:
 ветка с одним листом.
6.
Снарядный ящик разбит в щепу:
 вечером жгли костры.
 Листовки, брошенные в толпу,
 Белеют среди листвы.
Миг равновесия. Апогей.
 Детское «чур-чура».
 Все краски ярче, и тень теплей,
 Чем завтра и чем вчера.
Что-то из детства: лист в синеве,
 Квадрат тепла на полу…
 Складка времени. Тетиве
 Жаль отпускать стрелу.
7.
Так качели порой, грозя
 Качнуться вокруг оси,
 вдруг зависают: дальше нельзя.
 Так иногда весы,
Дрожа, уравниваются. Но
 Опять качнуться грозят.
 Верхняя точка. А может, дно.
 Дальше — только назад.
Скамейка с выломанной доской.
 Выброшенный блокнот.
 Город — прогретый, пыльный, пустой,
 нежащийся, как кот.
8.
Верхняя точка. А может, дно.
 Золото. Клен в окне.
 Что ты так долго глядишь в окно?
 Хватит. Иди ко мне.
В теле рождается прежний ток,
 Клонится милый лик,
 Пышет щекочущий шепоток,
 Длится блаженный миг.
Качество жизни зависит не —
 Долбанный Бродский! — от
 Того, устроилась ты на мне,
 Или наоборот.
9.
Дальше — смятая простыня,
 Быстрый, веселый стыд…
 Свет пронизывает меня.
 Кровь в ушах шелестит.
Стена напротив. След пулевой
 На розовом кирпиче.
 Рука затекает под головой.
 Пыль танцует в луче.
Вчера палили. Соседний дом
 Был превращен в редут.
 Сколько мы вместе, столько и ждем,
 Пока за нами придут.
10.
Золото. Клен. Тишина таит
 Пристальный свой расчет.
 Нынче — отсрочка. Время стоит.
 Завтра все потечет.
В небе застыли остатки крон.
 День ползет под уклон.
 Золото. Клен. Равновесье. Клен.
 Красная лужа. Клен.
В темных подвалах бренчат ключи
 От потайных дверей.
 К жертвам склоняются палачи
 С нежностью лекарей.
11.
Три пополудни. Соседи спят
 И, верно, слышат во сне
 Звонка обезумевшего раскат.
 Им снится: это ко мне.
Когда начнут выдирать листы
 Из книг и трясти белье,
 Они им скажут, что ты есть ты
 И все, что мое, — мое.
Ты побелеешь, и я замру.
 Как только нас уведут,
 Они запрут свою конуру
 И поселятся тут.
12.
Луч, ложащийся на дома.
 Паль. Поскок воробья.
 Дальше можно сходить с ума.
 Дальше буду не я.
Пыль, танцующая в луче.
 Клен с последним листом.
 Рука, застывшая на плече.
 Полная лень. Потом —
Речь, заступившая за черту,
 Душная чернота,
 проклятье, найденное во рту
 Сброшенного с моста.
13.
Внизу — разрушенный детский сад,
 Песочница под грибом.
 Раскинув руки, лежит солдат
 С развороченным лбом.
Рядом — воронка. Вчера над ней
 Еще виднелся дымок.
 Я сделал больше, чем мог. Верней,
 Я прожил дольше, чем мог.
Город пуст, так что воздух чист.
 Ты склонилась ко мне.
 Три пополудни. Кленовый лист.
 Тень его на стене.
1993, 1995

