1. До
Ясно помню большой кинозал,
 Где собрали нас, бледных и вялых, —
 О, как часто я после бывал
 По работе в таких кинозалах!
 И ведущий с лицом, как пятно,
 Говорил — как в застойные годы
 Представлял бы в музее кино
 «Амаркорд» или «Призрак свободы».
 Вот, сказал он, смотрите. (В дыму
 Шли солдаты по белому полю,
 После били куранты…) «Кому
 Не понравится — я не неволю».
Что там было еще? Не совру,
 Не припомню. Какие-то залпы,
 Пары, споры на скудном пиру…
 Я не знаю, что сам показал бы,
 Пробегаясь по нынешним дням
 С чувством нежности и отвращенья,
 Представляя безликим теням
 Предстоящее им воплощенье.
Что я им показал бы? Бои?
 Толпы беженцев? Толпы повстанцев?
 Или лучшие миги свои —
 Тайных встреч и опять-таки танцев,
 Или нищих в московском метро,
 Иль вояку с куском арматуры,
 Или школьников, пьющих ситро
 Летним вечером в парке культуры?
 Помню смутную душу свою,
 Что, вселяясь в орущего кроху,
 В метерлинковском детском раю
 По себе выбирала эпоху,
 И уверенность в бурной судьбе,
 И еще пятерых или боле,
 Этот век приглядевших себе
 По охоте, что пуще неволи.
И поэтому, раз уж тогда
 Мы, помявшись, сменили квартиру
 И сказали дрожащее «Да»
 Невозможному этому миру, —
 Я считаю, что надо и впредь,
 Бесполезные слезы размазав,
 Выбирать и упрямо терпеть
 Без побегов, обид и отказов.
 Быть-не быть? Разумеется, быть,
 Проклиная окрестную пустошь.
 Полюбить-отпустить? Полюбить,
 Даже зная, что после отпустишь.
 Покупать-не купить? Покупать,
 Все, что есть, из мошны вытрясая.
 Что нам толку себя упрекать,
 Между «да» или «нет» зависая?
Потому что мы молвили «да»
 Всем грядущим обидам и ранам,
 Покидая уже навсегда
 Темный зал с мельтешащим экраном,
 Где фигуры без лиц и имен —
 Полутени, получеловеки —
 Ждут каких-нибудь лучших времен
 И, боюсь, не дождутся вовеки.
2. После
Так и вижу подобье класса,
 Форму несколько не по мне,
 Холодок рассветного часа,
 Облетающий клен в окне,
 Потому что сентябрь на старте
 (Что поделаешь, я готов).
 Сплошь букеты на каждой парте —
 Где набрали столько цветов?
 Примечаю, справиться силясь
 С тайной ревностью дохляка:
 Изменились, поизносились,
 Хоть и вытянулись слегка.
 Вид примерных сынков и дочек —
 Кто с косичкой, кто на пробор.
 На доске — учительский почерк:
 Сочиненье «Как я провел
 Лето».
Что мне сказать про лето?
 Оглянусь — и передо мной
 Океан зеленого цвета,
 Хрусткий, лиственный, травяной,
 Дух крапивы, чертополоха,
 Город, душный от тополей…
 Что ж, провел я его неплохо.
 Но они, видать, веселей.
 Вон Петров какой загорелый —
 На Канары летал, пострел.
 Вон Чернов какой обгорелый —
 Не иначе, в танке горел.
 А чего я видал такого
 И о чем теперь расскажу —
 Кроме Крыма, да Чепелева,
 Да соседки по этажу?
 И спросить бы, в порядке бреда,
 Так ли я его проводил,
 Не учителя, так соседа —
 Да сижу, как всегда, один.
 Все, что было, забыл у входа,
 Ничего не припас в горсти…
 Это странное время года
 Трудно правильно провести.
Впрочем, стану еще жалеть я!
 У меня еще есть слова.
 Были усики и соцветья,
 Корни, стебли, вода, трава,
 Горечь хмеля и медуницы,
 Костяника, лесной орех,
 Свадьбы, похороны, больницы —
 Все как водится, как у всех.
 Дважды спасся от пистолета.
 Занимал чужие дома.
 Значит, все это было лето.
 Даже, значит, когда зима.
Значит, дальше — сплошная глина,
 Вместо целого — град дробей,
 Безысходная дисциплина —
 Все безличнее, все грубей.
 А заснешь — и тебе приснится,
 Осязаема и близка,
 Менделеевская таблица
 Камня, грунта, воды, песка.


Быков хорош. Давно не получал абсолютного кайфа от поэзии.