Назавтра мы идем в кино —
Кажется, на Фосса. И перед сеансом
В фойе пустынно и темно.
И. Богушевская
Мы застали сумерки империи,
 Дряхлость, осыпанье стиля вамп.
 Вот откуда наше недоверие
 К мертвенности слишком ярких ламп,
 К честности, способной душу вытрясти,
 К ясности открытого лица,
 Незашторенности, неприкрытости,
 Договоренности до конца.
Ненавидя подниматься затемно,
 В душный класс по холоду скользя,
 То любил я, что необязательно,
 А не то, что можно и нельзя:
 Легкий хмель, курение под лестницей,
 Фонарей качание в окне,
 Кинозалы, где с моей ровесницей
 Я сидел почти наедине.
Я любил тогда театры-студии
 С их пристрастьем к шпагам и плащам,
 С ощущеньем подступа, прелюдии
 К будущим неслыханным вещам;
 Все тогда гляделось предварением,
 Сдваивалось, пряталось, вилось,
 Предосенним умиротворением
 Старческим пронизано насквозь.
Я люблю район метро ‘Спортивная’,
 Те дома конца сороковых.
 Где Москва, еще малоквартирная,
 Расселяла маршалов живых.
 Тех строений вид богооставленный,
 Тех страстей артиллерийский лом,
 Милосердным временем расплавленный
 До умильной грусти о былом.
Я вообще люблю, когда кончается
 Что-нибудь. И можно не спеша
 Разойтись, покуда размягчается
 Временно свободная душа.
 Мы не знали бурного отчаянья —
 Родина казалась нам тогда
 Темной школой после окончания
 Всех уроков. Даже и труда.
Помню — еду в Крым, сижу ли в школе я,
 Сны ли вижу, с другом ли треплюсь —
 Все на свете было чем-то более
 Видимого: как бы вещью плюс.
 Все застыло в призрачной готовности
 Стать болотом, пустошью, рекой,
 Кое-как еще блюдя условности,
 Но уже махнув на все рукой.
Я не свой ни белому, ни черному,
 И напора, бьющего ключом,
 Не терплю. Не верю изреченному
 И не признаюсь себе ни в чем.
 С той поры меня подспудно радуют
 Переходы, паузы в судьбе.
 А и Б с трубы камнями падают.
 Только И бессменно на трубе.
Это время с нынешним, расколотым,
 С этим мертвым светом без теней,
 Так же не сравнится, как pre-coitum
 И post-coitum; или верней,
 Как отплытье в Индию — с прибытием,
 Или, если правду предпочесть,
 Как соборование — со вскрытием:
 Грубо, но зато уж так и есть.
Близость смерти, как она ни тягостна,
 Больше смерти. Смерть всегда черства.
 Я и сам однажды видел таинство
 Умирания как торжества.
 Я лежал тогда в больнице в Кунцево,
 Ждал повестки, справки собирал.
 Под покровом одеяла куцего
 В коридоре старец умирал.
Было даже некое величие
 В том, как важно он лежал в углу.
 Капельницу сняли (‘Это лишнее’)
 И из вены вынули иглу.
 Помню, я смотрел в благоговении,
 Как он там хрипел, еще живой.
 Ангелы невидимые веяли
 Над его плешивой головой.
Но как жалок был он утром следующим.
 В час, когда, как кучу барахла,
 Побранившись с яростным заведующим,
 В морг его сестра отволокла!
 Родственников вызвали заранее.
 С неба лился серый полусвет.
 Таинство — не смерть, а умирание.
 Смерть есть плоскость. В смерти тайны нет.
Вот она лежит, располосованная,
 Безнадежно мертвая страна —
 Жалкой похабенью изрисованная
 Железобетонная стена,
 Ствол, источенный до основания,
 Груда лома, съеденная ржой,
 Сушь во рту и стыд неузнавания
 Серым утром в комнате чужой.
Это бездна, внятная, измеренная
 В глубину, длину и ширину.
 Мелкий снег и тишина растерянная.
 Как я знаю эту тишину!
 Лужа замерзает, арка скалится,
 Клонятся фонарные столбы,
 Тень от птицы по снегу пластается,
 Словно И, упавшее с трубы.
1999

