Денису Горелову
 Он любил красногубых, насмешливых
 хеттеянок… желтокожих египтянок,
 неутомимых в любви и безумных в ревности…
 дев Бактрии… расточительных мавританок…
 гладкокожих аммонитянок… женщин с Севера,
 язык которых был непонятен… Кроме того,
 любил царь многих дочерей Иудеи и Израиля.
А.И.Куприн, «Суламифь»
1.
Что было после? Был калейдоскоп,
 Иллюзион, растянутый на годы,
 Когда по сотне троп, прости за троп,
 Он убегал от собственной свободы —
 Так, чтоб ее не слишком ущемить.
 А впрочем, поплывешь в любые сети,
 Чтоб только в одиночку не дымить,
 С похмелья просыпаясь на рассвете.
Здесь следует печальный ряд химер,
 Томительных и беглых зарисовок.
 Пунктир. Любил он женщин, например,
 Из околотусовочных тусовок,
 Всегда готовых их сопровождать,
 Хотя и выдыхавшихся на старте;
 Умевших монотонно рассуждать
 О Борхесе, о Бергмане, о Сартре,
 Вокзал писавших через «ща» и «ю»,
 Податливых, пьяневших с полбокала
 Шампанского, или глотка «Камю»1);
 Одна из них всю ночь под ним икала.
 Другая не сходила со стези
 Порока, но играла в недотроги
 И сочиняла мрачные стихи
 Об искусе, об истине, о Боге,
 Пускала непременную слезу
 В касавшейся высокого беседе
 И так визжала в койке, что внизу
 Предполагали худшее соседи.
 Любил он бритых наголо хиппоз,
 В недавнем пршлом — образцовых дочек,
 Которые из всех возможных поз
 Предпочитают позу одиночек,
 Отвергнувших семейственный уют,
 Поднявшихся над быдлом и над бытом…
 По счастью, иногда они дают,
 Тому, кто кормит, а не только бритым.
 Они покорно, вяло шли в кровать,
 Нестиранные стаскивая платья,
 Не брезгуя порою воровать —
 Без комплексов, затем что люди братья;
 Угрюмость, мат, кочевья по стране,
 Куренье «плана», осознанье клана,
 Худой рюкзак на сгорбленной спине,
 А в рюкзаке — кирпич Валье-Инклана.
 Любил провинциалок. О распад!
 Как страшно подвергаться их атаке,
 Когда они, однажды переспав,
 Заводят речи о фиктивном браке,
 О подлости московской и мужской,
 О женском невезении фатальном —
 И говорят о Родине с тоской,
 Хотя их рвет на Родину фонтаном!
 Он также привечал в своем дому
 Простушек, распираемых любовью
 Безвыходной, ко всем и ко всему,
 Зажатых, робких, склонных к многословью,
 Кивавших страстно на любую чушь,
 Не знающих, когда смеяться к месту…
 (Впоследствии из этих бедных душ
 Он думал приискать себе невесту,
 Но спохватился, комплексом вины
 Измаявшись в ближайшие полгода:
 Вина виной, с другой же стороны,
 При этом ущемилась бы свобода).
 Любил красоток, чья тупая спесь
 Немедля затмевала обаянье,
 И женщин-вамп — комическую смесь
 Из наглости и самолюбованья,
 Цветаевок — вся речь через тире,
 Ахматовок — как бы внутри с аршином…
Но страшно просыпаться на заре,
 Когда наполнен привкусом паршивым
 Хлебнувший лишка пересохший рот
 (Как просится сюда «Хлебнувший лиха!»)
 Любой надежде вышел окорот.
 Все пряталки, все утешенья — липа.
 Как в этот миг мучительно ясна
 Отдельность наша вечная от мира,
 Как бухает не знающая сна,
 С рождения заложенная мина!
 Как мы одни, когда вполне трезвы!
 Грызешь подушку с самого рассвета,
 Пока истошным голосом Москвы
 Не заорет приемник у соседа
 И подтвердит, что мир еще не пуст.
 Не всех еще осталось звуков в доме,
 Что раскладушки скрип и пальцев хруст.
 Куда и убегать отсюда, кроме
 Как в бедную иллюзию родства!
 Неважно, та она или другая:
 Дыхание другого существа,
 Сопение его и содроганья,
 Та лживая, расчетливая дрожь,
 И болтовня, и будущие дети —
 Спасение от мысли, что умрешь,
 Что слаб и жалок, что один на свете…
 Глядишь, возможно слиться с кем-нибудь!
 Из тела, как из ношеной рубахи,
 Прорваться разом, собственную суть —
 Надежды и затравленные страхи —
 На скомканную вылить простыню,
 Всей жалкой человеческой природой
 Прижавшись к задохнувшемуся ню.
 Пусь меж тобою и твоей свободой
 Лежит она, тоски твоей алтарь,
 Болтунья, дура, девочка, блядина,
 Ничтожество, мучительница, тварь,
 Хотя на миг, а все же плоть едина!
 Сбеги в нее, пока ползет рассвет
 По комнате и городу пустому.
 По совести, любви тут близко нет.
 Любовь тут ни при чем, но это к слову.
 1) «Камю» — выдающийся французский коньяк, лауреат
 Нобелевской премии
2.
…Что было после? Был калейдоскоп,
 Иллюзион. Паноптикум скорее.
 Сначала — лирик, полупяный сноб
 Из странной касты «русские евреи»,
 Всегда жилец чужих квартир и дач,
 Где он неблагодарно пробавлялся.
 Был программист — угрюмый бородач,
 Знаток алгола, рыцарь преферанса,
 Компьютер заменял ему людей.
 Задроченным нудистом был четвертый.
 Пришел умелец жизни — чудодей,
 Творивший чудеса одной отверткой,
 И дело пело у него в руках,
 За что бы он ене брался. Что до тела,
 Он действовал на совесть и на страх —
 Напористо и просто, но умело.
 Он клеил кафель, полки водружал,
 Ее жилище стало чище, суше…
 Он был бы всем хорош, но обожал
 Чинить не только краны, но и души.
 Она была достаточно мудра,
 Чтоб вскоре пренебречь его сноровкой
 Желать другим активного добра
 И лезть в чужие жизни с монтировкой.
 Потом — прыщавый тип из КСП,
 Воспитанный «Атлантами» и «Снегом».
 Она привыкла было, но в Москве
 Случался он, как правило, пробегом
 В Малаховку с каких-нибудь Курил.
 Обычно он, набычившись сутуло,
 Всю ночь о смысле жизни говорил,
 При этом часто падая со стула.
 Когда же залетела — был таков:
 Она не выбирала сердобольных.
 Мелькнула пара робких дураков —
 По имиджу художников подпольных,
 По сути же бездельников. Потом
 Явился тощий мальчик с видом строгим —
 Он думал о себе как о крутом,
 При этом был достаточно пологим
 И торговал ликерами в ларьке.
 Подвальный гений, пьяница и нытик,
 Неделю с нею был накоротке;
 Его сменил запущенный политик,
 Борец и проч., в начале славных дел
 Часами тусовавшийся на Пушке.
 Он мало знал и многого хотел,
 Но звездный час нашел в недавнем путче:
 Воздвиг на Краснопресненской завал —
 Решетки, прутья, каменная глыба…
 Потом митинговал, голосовал,
 В постели же воздерживался, ибо
 Весь пар ушел в гудок. Одной ногой
 Он вечно был на площади, как главный
И всех, кому другие не простят
 Уродств и блажи, — всех она простила.
 (Любви желает даже кришнаит,
 Зане, согласно старой шутке сальной,
 Вопрос о смысле жизни не стоит,
 Когда стоит ответ универсальный).
 Полковника (восторженный оскал),
 Лимитчика (назойливое «Слухай!»), —
 И мальчика, который переспал
 С ней первой — и назвал за это шлюхой,
 Да кто бы возражал ему, щенку!
 Он сам поймет, когда уйдет оттуда,
 Что мы, мерзавцы, прячем нищету
 И примем жалость лишь под маской блуда —
 Не то бы нас унизила она.
 Мы нищие, но не чужды азарта.
 Жалей меня, но так, чтобы сполна
 Себе я победителем казался!
Любой пересекал ее порог
 И, отогревшись, шел к другому дому.
 Через нее как будто шел поток
 Горячей, жадной жалости к любому:
 Стремленье греть, стремленье утешать,
 Жалеть, желать, ни в чем не прекословить,
 Прощать, за нерешительный — решать,
 Решительных — терпеть и всем — готовить.
 Беречь, кормить, крепиться, укреплять,
 Ночами наклоняться к изголовью,
 Выхаживать… Но это все опять
 Имеет мало общего с любовью.
3.
Что было после? Был иллюзион,
 Калейдоскоп, паноптикум, постфактум.
 Все кончилось, когда она и он
 Расстались, пораженные. И как там
 Не рыпайся — все призраки, все тень.
 Все прежнее забудется из мести.
 Все главное случилось перед тем —
 Когда еще герои были вместе.
 И темный страх остаться одному,
 И прятки с одиночеством, и блядки,
 И эта жажда привечать в дому
 Любого, у кого не все в порядке, —
 Совсем другая опера. Не то.
 Под плоть замаскированные кости.
 Меж тем любовь у них Портрет эпохи, список суррогатов,
 Протянутый между двумя «потом».
4.
Я научился плавать и свистеть,
 Смотреть на небо и молиться Богу,
 И ничего на свете не хотеть,
 Как только продвигаться понемногу
 По этому кольцу, в одном ряду
 С героями, не названными внятно,
 Запоминая все, что на виду,
 И что во мне — и в каждом, вероятно:
 Машинку, стол, ментоловый «Ковбой»,
 Чужих имен глухую прекличку
 И главное, что унесу с собой:
 К пространству безвоздушному привычку.
1993


 (3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
 (3 оценок, среднее: 4,00 из 5)