// Пришла и села…
 // А. Фет
 // Я, вероятно, терзаю Музу.
 // И. Бродский
Прежде она прилетала чаще.
Как я легко приходил в готовность!
 Стоило ей заиграть на лире,
 Стоило ей забряцать на цитре,
 Пальцами нежно перебирая —
 Струны, порочный читатель, струны.
 После безумных и неумелых
 (Привкус запретности!) торопливых
 Совокуплений она шептала:
 «О, как ты делаешь это! Знаешь,
 Н. (фамилия конкурента)
 Так не умеет, хоть постоянно
 Изобретает новые позы
 И называет это верлибром,
 Фантасмагорией и гротеском.
О, синхронные окончанья
 Строк, приходящих одновременно
 К рифме как высшей точке блаженства,
 Перекрестившись (прости нас, Боже!
 Как не любить перекрестной рифмы?)
 О, сладострастные стоны гласных,
 Сжатые губы согласных, зубы
 Взрывных, задыхание фрикативных,
 Жар и томленье заднеязычных!
 Как, разметавшись, мы засыпали
 В нашем Эдеме (мокрые листья,
 Нежные рассвет после бурной ночи,
 Робкое теньканье первой птахи,
 Непреднамеренно воплотившей
 Жалкую прелесть стихосложенья!)
И, залетев, она залетала.
Через какое-то время (месяц,
 Два или три, иногда полгода)
 Мне в подоле она приносила
 Несколько наших произведений.
 Если же вдруг случались двойняшки —
 «Ты повторяешься», — улыбалась,
 И, не найдя в близнецах различья,
 Я обещал, что больше не буду.
Если я изменял с другими,
 Счастья, понятно, не получалось.
 Все выходило довольно грубо.
 После того как (конец известен)
 Снова меня посылали к Музе
 (Ибо такая формулировка
 Мне подходила более прочих) —
 Я не слыхал ни слова упрека
 От воротившейся милой гостьи.
 Я полагаю, сама измена
 Ей вообще была безразлична —
 Лишь бы глагольные окончанья
 Не рифмовались чаще, чем нужно.
 Тут уж она всерьез обижалась
 И говорила, что Н., пожалуй,
 Кажется ей, не лишен потенций.
 Однако все искупали ночи.
 Утром, когда я дремал, уткнувшись
 В клавиши бедной машинки, гостья,
 Письменный стол приведя в порядок,
 Прежде чем выпорхнуть, оставляла
 Рядом записку: «Пока! Целую!».
 Это звучало: пока целую —
 Все, вероятно, не так печально.
Нынче она прилетает редко.
Прежде хохочущая девчонка —
 Ныне тиха, холодна, покорна.
 Прежде со мной игравшая в прятки —
 Нынче она говорит мне «ладно»,
 Как обреченному на закланье.
 Тонкие пальцы ее, печально
 Гладя измученный мой затылок,
 Ведают что-то, чего не знаю.
 Что она видит, устало глядя
 Поверх моей головы повинной,
 Ткнувшейся в складки ее туники?
 Близкую смерть? Бесполезность жизни?
 Или пейзаж былого Эдема?
 Там, где когда-то пруд с лебедями,
 Домик для уток, старик на лавке,
 Вечер, сирень, горящие окна, —
 Нынче пустое пространство мира.
 Метафизические обломки
 Сваленной в кучу утвари, рухлядь
 Звуков, которым уже неважно,
 Где тут согласный, где несогласный.
 Строчки уже не стремятся к рифме.
 Метры расшатаны, как заборы
 Сада, распертого запустеньем.
 Мысль продолжается за оградой
 Усиком вьющегося растенья,
 Но, не найдя никакой опоры,
 Ставши из вьющегося — ползучим
 Ветер гоняет клочки бумаги.
 Мальчик насвистывает из Джойса.
 Да вдалеке, на пыльном газоне,
 Н., извиваясь и корчась в муке,
Тщится придумать новую позу.
1991


