В преданьях северных племен, живущих в сумерках берложных,
 Где на поселок пять имён, и то всё больше односложных,
 Где не снимают лыж и шуб, гордятся запахом тяжелым, // эти две строки
 Поют, не разжимая губ, и жиром мажутся моржовым, // в версии из «ПВ» отсутствуют
 Где краток день, как «Отче наш», где хрусток наст и воздух жёсток, —
 Есть непременный персонаж, обычно девочка-подросток.
 На фоне сверстниц и подруг она загадочна, как полюс,
 Кичится белизною рук и чернотой косы по пояс,
 Кривит высокомерно рот с припухшей нижнею губою,
 Не любит будничных забот и всё любуется собою.
И вот она чешет длинные косы, вот она холит свои персты,
 Покуда вьюга лепит торосы, пока поземка змеит хвосты,
 И вот она щурит чёрное око — телом упруга, станом пряма, —
 А мать пеняет ей: «Лежебока!» и скорбно делает все сама.
Но тут сюжет меняет ход, ломаясь в целях воспитанья,
 И для красотки настаёт черёд крутого испытанья.
 Иль проклянет её шаман, давно косившийся угрюмо
 На дерзкий лик и стройный стан («Чума на оба ваши чума!»),
 Иль выгонят отец и мать (мораль на севере сурова) —
 И дочь останется стонать без пропитания и крова,
 Иль вьюга разметёт очаг и вышвырнет её в ненастье —
 За эту искорку в очах, за эти косы и запястья, —
 Перевернёт её каяк, заставит плакать и бояться —
 Зане природа в тех краях не поощряет тунеядца.
И вот она принимает муки, и вот рыдает дни напролёт,
 И вот она ранит белые руки о жгучий снег и о вечный лёд,
 И вот осваивает в испуге добычу ворвани и мехов,
 И отдает свои косы вьюге во искупленье своих грехов,
 Поскольку много ли чукче прока в белой руке и чёрной косе,
 И трудится, не поднимая ока, и начинает пахнуть, как все.
И торжествуют наконец законы равенства и рода,
 И улыбается отец, и усмиряется погода,
 И воцаряется уют, и в круг свивается прямая,
 И люди севера поют, упрямых губ не разжимая, —
 Она ж сидит себе в углу, как обретённая икона,
 И колет пальцы об иглу, для подтверждения закона.
И только я до сих пор рыдаю среди ликования и родства,
 Хотя давно уже соблюдаю все их привычки и торжества, —
 О высшем даре блаженной лени, что побеждает тоску и страх,
 О нежеланьи пасти оленей, об этих косах и о перстах!
 Нас обточили беспощадно, процедили в решето, —
 Ну я-то что, ну я-то ладно, но ты, родная моя, за что?
 О где вы, где вы, мои косы, где вы, где вы, мои персты?
 Кругом гниющие отбросы и разрушенные мосты,
 И жизнь разменивается, заканчиваясь, и зарева встают,
 И люди севера, раскачиваясь, поют, поют, поют.
1996



 (3 оценок, среднее: 3,67 из 5)
 (3 оценок, среднее: 3,67 из 5)