Пусть тот, кто хочет знать, что мне предстало,
 Вообразит (и образ, внемля мне,
 Пусть держит так, как бы скала держала)
Пятнадцать звезд, горящих в вышине
 Таким огнем, что он нам блещет в очи,
 Любую мглу преодолев извне;
Вообразит тот Воз, что дни и ночи
 На нашем небе вольно колесит
 И от круженья дышла — не короче;
И устье рога пусть вообразит,
 Направленного от иглы устоя,
 Вокруг которой первый круг скользит;
И что они, два знака в небе строя,
 Как тот, который, чуя смертный хлад,
 Сплела в былые годы дочь Миноя,
Свои лучи друг в друге единят,
 И эти знаки, преданы вращенью,
 Идут — один вперед, другой назад, —
И перед ним возникнет смутной тенью
 Созвездие, чей светлый хоровод
 Меня обвил своей двойною сенью,
С которой все, что опыт нам несет,
 Так несравнимо, как теченье Кьяны
 С той сферою, что всех быстрей течет.
Не Вакх там воспевался, не пеаны,
 Но в божеской природе три лица
 И как она и смертная слияны.
Умолкнув, оба замерли венца
 И устремили к нам свое сиянье,
 И вновь их счастью не было конца.
В содружестве божеств прервал молчанье
 Тот свет, из чьих я слышал тайников
 О божьем нищем чудное сказанье,
И молвил: «Раз один из двух снопов
 Смолочен, и зерно лежать осталось,
 Я и второй обмолотить готов.
Ты думаешь, что в грудь, откуда бралось
 Ребро, чтоб вышла нежная щека,
 Чье небо миру дорого досталось,
И в ту, которая на все века,
 Пронзенная, так много искупила,
 Что стала всякая вина легка,
Весь свет, вместить который можно было
 Природе человеческой, влила
 Создавшая и ту и эту сила;
И странной речь моя тебе была,
 Что равного не ведала второго
 Душа, чья благость в пятый блеск вошла.
Вняв мой ответ, поймешь, что это слово
 С тем, что ты думал, точно совпадет,
 И средоточья в круге нет другого.
Все, что умрет, и все, что не умрет, —
 Лишь отблеск Мысли, коей Всемогущий
 Своей Любовью бытие дает;
Затем что животворный Свет, идущий
 От Светодавца и единый с ним,
 Как и с Любовью, третьей с ними сущей,
Струит лучи, волением своим,
 На девять сущностей, как на зерцала,
 И вечно остается неделим;
Оттуда сходит в низшие начала,
 Из круга в круг, и под конец творит
 Случайное и длящееся мало;
Я под случайным мыслю всякий вид
 Созданий, все, что небосвод кружащий
 Чрез семя и без семени плодит.
Их воск изменчив, наравне с творящей
 Его средой, и потому чекан
 Дает то смутный оттиск, то блестящий.
Вот почему, при схожести семян,
 Бывает качество плодов неравно,
 И разный ум вам от рожденья дан.
Когда бы воск был вытоплен исправно
 И натиск силы неба был прямой,
 То блеск печати выступал бы явно.
Но естество его туманит мглой,
 Как если б мастер проявлял уменье,
 Но действовал дрожащею рукой.
Когда ж Любовь, расположив Прозренье,
 Его печатью Силы нагнела,
 То возникает высшее свершенье.
Так некогда земная персть могла
 Стать совершеннее, чем все живое;
 Так приснодева в чреве понесла.
И в том ты прав, что естество земное
 Не ведало носителей таких
 И не изведает, как эти двое.
И если бы на этом я затих:
 «Так чем его премудрость несравненна?» —
 Гласило бы начало слов твоих.
Но чтоб открылось то, что сокровенно,
 Помысли, кем он был и чем влеком,
 Он, услыхав: «Проси!» — молил смиренно.
Я выразил не темным языком,
 Что он был царь, о разуме неложном
 Просивший, чтобы истым быть царем;
Не чтобы знать, в числе их непреложном,
 Всех движителей; можно ль заключить
 К necesse при necesse и возможном;
И можно ль primum motum допустить;
 Иль треугольник в поле полукружья,
 Но не прямоугольный, начертить.
Так вот и прежде речь клонил к тому ж я:
 Я в царственную мудрость направлял,
 Сказав про мудрость, острие оружья.
И ты взглянув ясней на «восставал»,
 Поймешь, что это значит — меж царями;
 Их — множество, а круг хороших мал.
Вот, что моими сказано словами;
 Их смысл с твоим сужденьем совместим
 О праотце и о любимом нами.
Да будет то свинцом к стопам твоим,
 Чтобы ты шел неспешно, как усталый,
 И к «да», и к «нет», когда к ним путь незрим;
Затем что между шалых — самый шалый,
 Кто утверждать берется наобум
 Их отрицать с оглядкой слишком малой.
Ведь очень часто торопливость дум
 На ложный путь заводит безрассудно;
 А там пристрастья связывают ум.
И хуже, чем напрасно, ладит судно
 И не таким, как был, свершит возврат
 Тот рыбарь правды, чье уменье скудно.
Примерами перед людьми стоят
 Брис, Парменид, Мелисс и остальные,
 Которые блуждали наугад,
Савелий, Арий и глупцы иные,
 Что были как мечи для божьих книг
 И искривляли лица их прямые.
Никто не думай, что он столь велик,
 Чтобы судить; никто не числи жита,
 Покуда колос в поле не поник.
Я видел, как угрюмо и сердито
 Смотрел терновник, за зиму застыв,
 Но миг — и роза на ветвях раскрыта;
Я видел, как, легок и горделив,
 Бежал корабль далекою путиной
 И погибал, уже входя в залив.
Пусть донна Берта или сэр Мартино,
 Раз кто-то щедр, а кто-то любит красть,
 О них не судят с богом заедино;
Тот может встать, а этот может пасть».

