Едва последнее промолвил слово
 Благословенный пламенник, как вдруг
 Священный жернов закружился снова;
И, прежде чем он сделал полный круг,
 Другой его замкнул, вовне сплетенный,
 Сливая с шагом шаг, со звуком звук,
Звук столь певучих труб, что, с ним сравненный,
 Земных сирен и муз не ярче звон,
 Чем рядом с первым блеском — отраженный.
Как средь прозрачных облачных пелен
 Над луком лук соцветный и сокружный
 Посланницей Юноны вознесен,
И образован внутренним наружный,
 Похож на голос той, чье тело страсть,
 Как солнце — мглу, сожгла тоской недужной,
И предрекать дается людям власть, —
 Согласно с божьим обещаньем Ною, —
 Что вновь на мир потопу не ниспасть,
Так вечных роз гирляндою двойною
 Я окружен был с госпожой моей,
 И внешняя скликалась с основною.
Когда же пляску и, совместно с ней,
 Торжественное пенье и пыланье
 Приветливых и радостных огней
Остановило слитное желанье,
 Как у очей совместное всегда
 Бывает размыканье и смыканье, —
В одном из новых пламеней тогда
 Раздался голос, взор мой понуждая
 Оборотиться, как иглу звезда,
И начал так: «Любовь, во мне сияя,
 Мне речь внушает о другом вожде,
 Как о моем была здесь речь благая.
Им подобает вместе быть везде,
 Чтоб нераздельно слава озаряла
 Объединенных в боевом труде.
Христова рать, хотя мечи достала
 Такой ценой, медлива и робка
 За стягом шла, и ратных было мало,
Когда царящий вечные века,
 По милости, не в воздаянье чести,
 Смутившиеся выручил войска,
Послав, как сказано, своей невесте
 Двух воинов, чье дело, чьи слова
 Рассеянный народ собрали вместе.
В той стороне, откуда дерева
 Живит Зефир, отрадный для природы,
 Чтоб вновь Европу облекла листва,
Близ берега, в который бьются воды,
 Где солнце, долго идя на закат,
 Порою покидает все народы,
Есть Каларога, благодатный град,
 Хранительным щитом обороненный,
 В котором лев принижен и подъят.
И в нем родился этот друг влюбленный
 Христовой веры, поборатель зла,
 Благой к своим, с врагами непреклонный.
Чуть создана, душа его была
 Полна столь мощных сил, что, им чревата,
 Пророчествовать мать его могла.
Когда у струй, чье омовенье свято,
 Брак между ним и верой был свершен,
 Взаимным благом их даря богато,
То восприемнице приснился сон,
 Какое чудное исполнить дело
 Он с верными своими вдохновлен.
И, чтобы имя суть запечатлело,
 Отсюда мысль сошла его наречь
 Тому подвластным, чьим он был всецело.
Он назван был Господним; строя речь,
 Сравню его с садовником Христовым,
 Который призван сад его беречь.
Он был посланцем и слугой Христовым,
 И первый взор любви, что он возвел,
 Был к первым наставлениям Христовым.
В младенчестве своем на жесткий пол
 Он, бодрствуя, ложился, молчаливый,
 Как бы твердя: «Я для того пришел».
Вот чей отец воистину Счастливый!
 Вот чья воистину Иоанна мать,
 Когда истолкования правдивы!
Не ради благ, манящих продолжать
 Нелегкий путь Остийца и Фаддея,
 Успел он много в малый срок познать,
Но лишь о манне истинной радея;
 И обходил дозором вертоград,
 Чтоб он, в забросе, не зачах, седея;
И у престола, что во много крат
 Когда-то к истым бедным был добрее,
 В чем выродок воссевший виноват,
Не назначенья в должность поскорее,
 Не льготу — два иль три считать за шесть,
 Не decimas, quae sunt pauperum Dei,
Он испросил; но право бой повесть
 С заблудшими за то зерно, чьих кринов
 Двенадцать чет пришли тебя оплесть.
Потом, познанья вместе с волей двинув,
 Он выступил апостольским послом,
 Себя как мощный водопад низринув
И потрясая на пути своем
 Дебрь лжеученья, там сильней бурливый,
 Где был сильней отпор, чинимый злом.
И от него пошли ручьев разливы,
 Чьей влагою вселенский сад возрос,
 Где деревца поэтому так живы.
Раз таково одно из двух колес
 Той колесницы, на которой билась
 Святая церковь средь усобных гроз, —
Тебе, наверно, полностью открылась
 Вся мощь второго, чья святая цель
 Здесь до меня Фомой превозносилась.
Но след, который резала досель
 Его окружность, брошен в дни упадка,
 И винный камень заменила цвель.
Державшиеся прежде отпечатка
 Его шагов свернули до того,
 Что ставится на место пальцев пятка.
И явит в скором времени жнитво,
 Как плох был труд, когда сорняк взрыдает,
 Что житница закрыта для него.
Конечно, кто подряд перелистает
 Всю нашу книгу, встретит и листок,
 Гласящий: «Я таков, как подобает».
Не в Акваспарте он возникнуть мог
 И не в Касале, где твердят открыто,
 Что слишком слаб устав иль слишком строг.
Я жизнь Бонавентуры, минорита
 Из Баньореджо; мне мой труд был свят,
 И все, что слева, было мной забыто.
Здесь Августин, и здесь Иллюминат,
 Из первых меж босыми бедняками,
 Которым бог, с их вервием, был рад.
Гугон святого Виктора меж нами,
 И Петр Едок, и Петр Испанский тут,
 Что сквозь двенадцать книг горит лучами;
Нафан — пророк, и тот, кого зовут
 Золотоустым, и Ансельм с Донатом,
 К начатку знаний приложившим труд;
А там — Рабан; а здесь, в двунадесятом
 Огне сияет вещий Иоахим,
 Который был в Калабрии аббатом.
То брат Фома, любовию палим,
 Завидовать такому паладину
 Подвиг меня хвалением своим;
И эту вслед за мной подвиг дружину».

