Мы подошли к окраине обвала,
 Где груда скал под нашею пятой
 Еще страшней пучину открывала.
И тут от вони едкой и густой,
 Навстречу нам из пропасти валившей,
 Мой вождь и я укрылись за плитой
Большой гробницы, с надписью, гласившей:
 «Здесь папа Анастасий заточен,
 Вослед Фотину правый путь забывший».
«Не торопись ступать на этот склон,
 Чтоб к запаху привыкло обонянье;
 Потом мешать уже не будет он».
Так спутник мой. «Заполни ожиданье,
 Чтоб не пропало время», — я сказал.
 И он в ответ: «То и мое желанье».
«Мой сын, посередине этих скал, —
 Так начал он, — лежат, как три ступени,
 Три круга, меньше тех, что ты видал.
Во всех толпятся проклятые тени;
 Чтобы потом лишь посмотреть на них,
 Узнай их грех и образ их мучений.
В неправде, вредоносной для других,
 Цель всякой злобы, небу неугодной;
 Обман и сила — вот орудья злых.
Обман, порок, лишь человеку сродный,
 Гнусней Творцу; он заполняет дно
 И пыткою казнится безысходной.
Насилье в первый круг заключено,
 Который на три пояса дробится,
 Затем что видом тройственно оно,
Творцу, себе и ближнему чинится
 Насилье, им самим и их вещам,
 Как ты, внимая, можешь убедиться.
Насилье ближний терпит или сам,
 Чрез смерть и раны, или подвергаясь
 Пожарам, притесненьям, грабежам.
Убийцы, те, кто ранит, озлобляясь,
 Громилы и разбойники идут
 Во внешний пояс, в нем распределяясь.
Иные сами смерть себе несут
 И своему добру; зато так больно
 Себя же в среднем поясе клянут
Те, кто ваш мир отринул своевольно,
 Кто возлюбил игру и мотовство
 И плакал там, где мог бы жить привольно.
Насильем оскорбляют божество,
 Хуля его и сердцем отрицая,
 Презрев любовь Творца и естество.
За это пояс, вьющийся вдоль края,
 Клеймит огнем Каорсу и Содом
 И тех, кто ропщет, бога отвергая.
Обман, который всем сердцам знаком,
 Приносит вред и тем, кто доверяет,
 И тем, кто не доверился ни в чем.
Последний способ связь любви ломает,
 Но только лишь естественную связь;
 И казнь второго круга тех терзает,
Кто лицемерит, льстит, берет таясь,
 Волшбу, подлог, торг должностью церковной,
 Мздоимцев, сведен и другую грязь.
А первый способ, разрушая кровный
 Союз любви, вдобавок не щадит
 Союз доверья, высший и духовный.
И самый малый круг, в котором Дит
 Воздвиг престол и где ядро вселенной,
 Предавшего навеки поглотит».
И я: «Учитель, в речи совершенной
 Ты образ бездны предо мной явил
 И рассказал, кто в ней томится пленный.
Но молви: те, кого объемлет ил,
 И хлещет дождь, и мечет вихрь ненастный,
 И те, что спорят из последних сил,
Зачем они не в этот город красный
 Заключены, когда их проклял бог?
 А если нет, зачем они несчастны?»
И он сказал на это: «Как ты мог
 Так отступить от здравого сужденья?
 И где твой ум блуждает без дорог?
Ужели ты не помнишь изреченья
 Из Этики, что пагубней всего
 Три ненавистных небесам влеченья:
Несдержность, злоба, буйное скотство?
 И что несдержность — меньший грех пред богом
 И он не так карает за него?
Обдумав это в размышленьи строгом
 И вспомнив тех, чье место вне стены
 И кто наказан за ее порогом,
Поймешь, зачем они отделены
 От этих злых и почему их муки
 Божественным судом облегчены».
«О свет, которым зорок близорукий,
 Ты учишь так, что я готов любить
 Неведенье не менее науки.
Вернись, — сказал я, — чтобы разъяснить,
 В чем ростовщик чернит своим пороком
 Любовь Творца; распутай эту нить».
И он: «Для тех, кто дорожит уроком,
 Не раз философ повторил слова,
 Что естеству являются истоком
Премудрость и искусство божества.
 И в Физике прочтешь, и не в исходе,
 А только лишь перелистав едва:
Искусство смертных следует природе,
 Как ученик ее, за пядью пядь;
 Оно есть божий внук, в известном роде.
Им и природой, как ты должен знать
 Из книги Бытия, господне слово
 Велело людям жить и процветать.
А ростовщик, сойдя с пути благого,
 И самою природой пренебрег,
 И спутником ее, ища другого.
Но нам пора; прошел немалый срок;
 Блеснули Рыбы над чертой востока,
 И Воз уже совсем над Кавром лег,
А к спуску нам идти еще далеко».

