Я вздрагивал. Я загорался и гас.
 Я трясся. Я сделал сейчас предложенье,-
 Но поздно, я сдрейфил, и вот мне — отказ.
 Как жаль ее слез! Я святого блаженней.
Я вышел на площадь. Я мог быть сочтен
 Вторично родившимся. Каждая малость
 Жила и, не ставя меня ни во что,
 B прощальном значеньи своем подымалась.
Плитняк раскалялся, и улицы лоб
 Был смугл, и на небо глядел исподлобья
 Булыжник, и ветер, как лодочник, греб
 По лицам. И все это были подобья.
Но, как бы то ни было, я избегал
 Их взглядов. Я не замечал их приветствий.
 Я знать ничего не хотел из богатств.
 Я вон вырывался, чтоб не разреветься.
Инстинкт прирожденный, старик-подхалим,
 Был невыносим мне. Он крался бок о бок
 И думал: «Ребячья зазноба. За ним,
 К несчастью, придется присматривать в оба».
«Шагни, и еще раз»,- твердил мне инстинкт,
 И вел меня мудро, как старый схоластик,
 Чрез девственный, непроходимый тростник
 Нагретых деревьев, сирени и страсти.
«Научишься шагом, а после хоть в бег»,-
 Твердил он, и новое солнце с зенита
 Смотрело, как сызнова учат ходьбе
 Туземца планеты на новой планиде.
Одних это все ослепляло. Другим —
 Той тьмою казалось, что глаз хоть выколи.
 Копались цыплята в кустах георгин,
 Сверчки и стрекозы, как часики, тикали.
Плыла черепица, и полдень смотрел,
 Не смаргивая, на кровли. А в Марбурге
 Кто, громко свища, мастерил самострел,
 Кто молча готовился к Троицкой ярмарке.
Желтел, облака пожирая, песок.
 Предгрозье играло бровями кустарника.
 И небо спекалось, упав на кусок
 Кровоостанавливающей арники.
В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
 Как трагик в провинции драму Шекспирову,
 Носил я с собою и знал назубок,
 Шатался по городу и репетировал.
Когда я упал пред тобой, охватив
 Туман этот, лед этот, эту поверхность
 (Как ты хороша!)- этот вихрь духоты —
 О чем ты? Опомнись! Пропало. Отвергнут.
___________________
Тут жил Мартин Лютер. Там — братья Гримм.
 Когтистые крыши. Деревья. Надгробья.
 И все это помнит и тянется к ним.
 Все — живо. И все это тоже — подобья.
О, нити любви! Улови, перейми.
 Но как ты громаден, обезьяний,
 Когда над надмирными жизни дверьми,
 Как равный, читаешь свое описанье!
Когда-то под рыцарским этим гнездом
 Чума полыхала. А нынешний жуел —
 Насупленный лязг и полет поездов
 Из жарко, как ульи, курящихся дупел.
Нет, я не пойду туда завтра. Отказ —
 Полнее прощанья. Bсе ясно. Мы квиты.
 Да и оторвусь ли от газа, от касс,-
 Что будет со мною, старинные плиты?
Повсюду портпледы разложит туман,
 И в обе оконницы вставят по месяцу.
 Тоска пассажиркой скользнет по томам
 И с книжкою на оттоманке поместится.
Чего же я трушу? Bедь я, как грамматику,
 Бессонницу знаю. Стрясется — спасут.
 Рассудок? Но он — как луна для лунатика.
 Мы в дружбе, но я не его сосуд.
Ведь ночи играть садятся в шахматы
 Со мной на лунном паркетном полу,
 Акацией пахнет, и окна распахнуты,
 И страсть, как свидетель, седеет в углу.
И тополь — король. Я играю с бессонницей.
 И ферзь — соловей. Я тянусь к соловью.
 И ночь побеждает, фигуры сторонятся,
 Я белое утро в лицо узнаю.
Анализ стихотворения «Марбург» Пастернака
Молодой поэт Борис Леонидович Пастернак ищет в немецком Марбурге личное счастье. Отказ избранницы кажется крушением всех надежд, но это событие заставляет его вернуться в Россию, излить свои чувства в новых стихах.
Стихотворение написано в 1916 году. Его автору 26 лет, и он уже 7 лет живо интересуется философией. В 1912 году поэт едет учиться философии в Германию, для него открываются перспективы там остаться и преподавать. В городе Марбург он делает предложение Иде Высоцкой, которую любит уже много лет — и получает отказ. В 1928 году поэт вновь вернулся к этой теме и существенно переработал стихотворение.
По жанру — любовная лирика с философским подтекстом, по размеру — амфибрахий с перекрестной рифмой. Структура сложная, сюжет переплетается с рефлексией автора. Лирический герой — сам Б. Пастернак. Руку и сердце героя отвергают, но не с насмешкой или равнодушно, а со слезами. Потрясенный, он вынужден утешать отвергнувшую. Как ослепленный, выходит он на улицу. Слишком многое он вкладывал в это чувство, больше, чем влюбленность, уже непонятно — чем жить. И теперь словно учится заново жить. И весь мир, такой обыкновенный и странный, кажется, поддерживает героя, не дает пропасть, что-то сделать с собой. Даже ночь садится играть с ним в шахматы. Наконец, этот страшный день, день отказа — прошел. «Я белое утро в лицо узнаю».
Лексика нейтральная, интонация лихорадочная, динамизм передан множеством глаголов: гас, трясся, сдрейфил. Образ современного города сопряжен с его историей: плитняк, булыжник, газ, кассы, черепица, братья Гримм, чума, надгробья. Эпитеты: ребячья, кровоостанавливающей, насупленный, когтистые. Олицетворения: улицы лоб, инстинкт крался, солнце смотрело, предгрозье играло бровями. Сравнения: ветер, как лодочник, сверчки и стрекозы, как часики, я как трагик в провинции, тополь — король, ферзь — соловей. Обращения и вопросы: что будет со мною, старинные плиты? Чего же я трушу? Повторы: и все это были подобья. Авторский синтаксис подчеркивает драматизм: Стрясется — спасут. Рассудок? Но он — как луна для лунатика. Мы в дружбе, но я не его сосуд. Инверсия: желтел, облака пожирая, песок. Калейдоскоп метафор: портпледы разложит туман, тоска пассажиркой поместится.
В начале XX века Б. Пастернак ненадолго примыкает к символистам, затем — к футуристам. Однако уже в произведении «Марбург» виден его особый поэтический голос, вне каких-либо объединений и правил.


 (5 оценок, среднее: 4,80 из 5)
 (5 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Почему переделаны строчки стихотворения? 1… всё ясно. Мы квиты. Вокзальная сутолока не про нас…2…чего же я трушу. Ведь я как грамматику бессонницу знаю. У нас с ней союз. Зачем же я, словно прихода лунатика, явления мыслей привычных боюсь…
Возможно, в более поздних версиях стихотворения Пастернак (или редакторы книг) его немного изменил (Нашли книгу за 1958 год, где опубликовано, как вы говорите).
Но в более ранних изданиях, к примеру, «Поверх барьеров: стихи разных лет», Государственное издательство художественной литературы, 1931 — опубликована версия, которая сейчас на сайте.
Да, я всегда знала именно ту версию,что здесь выложена.