Саянова о поэзии на пленуме ЛАПП
. . . . . . . . . . . . . . .
 Теперь по докладу Саянова
 позвольте мне слово иметь.
Заслушав ученый доклад, констатирую:
 была канонада,
 была похвала,
 докладчик орудовал острой сатирою,
 и лирика тоже в докладе была.
Но выслушай, Витя,
 невольный наказ мой,
 недаром я проповедь слушал твою,
 не знаю — зачем заниматься ужасной
 стрельбою из пушки по соловью?
Рыдать, задыхаться:
 товарищи, ратуй,
 зажевано слово…
 И, еле дыша,
 сие подтверждая — с поличной цитатой
 арканить на месте пииту — Фиша.
Последнее дело —
 любитель и даже
 изобразитель природы земной,
 я вижу болото —
 и в этом пейзаже
 забавные вещи передо мной.
Там в маленькой келье молчальник ютится
 слагает стихи, от натуги сопя,
 там квакает утка — чванливая птица,
 не понимая сама себя.
Гуляет собачка —
 у этой собачки
 стихоплетений распухшие пачки,
 где визг
 как девиз,
 и повсюду известны
 собачкина кличка, порода, цена,
 «литературные манифесты»,
 где визг,
 что поэзия — это она.
Так это же смех —
 обалдеют и ринутся
 нормальные люди к защелкам дверей,
 но только бы прочь от такого зверинца —
 от рыб и от птиц, от собачек скорей.
Другое болото —
 героями Плевны
 по ровным,
 огромным,
 газетным листам
 пасутся стадами левые Левины,
 лавируют правые Друзины там,
трясутся, лепечут: да я не я… я не я…
 ведь это не мой кругозор, горизонт…
 Скучает Горелов, прося подаяния
 на погорелое место — Литфронт?.
И киснет критическое молоко в них,
 но что же другого им делать троим?
 Вот разве маниакальный полковник
 их
 поведет
 за конем
 своим.
А нам наплевать —
 неприятен, рекламен
 кому-то угодный критический вой,
 и я — если мне позволяет регламент —
 продолжу монолог растрепанный свой.
Мы подняли руки в погоне за словом,
 мы пишем о самых различных вещах,
 о сумрачных предках,
 о небе лиловом,
 о белых,
 зеленых
 и синих прыщах,
о славных парнишках, —
 и девочкой грустной
 закончим лирическую дребедень,
 а пар «чаепитий», тяжелый и вкусный,
 стоит, закрывая сегодняшний день.
Обычный позор стихотворного блуда —
 на первое — выучка,
 звон,
 акварель,
 и вот преподносим читателю блюдо —
 военный пейзажик a la натурель.
А в это время заживо
 гниющего с башки
 белогвардейца каждого
 зовут:
 руби и жги.
Последнее коленце им
 выкинуть пора,
 над планом интервенции
 сидят профессора.
Стоит куском предания,
 синонимом беды,
 Британия,
 Британия,
 владычица воды.
Позолота панциря,
 бокальчик вина —
 Франция,
 Франция —
 Пуанкаре-Война.
И ты проморгаешь войну,
 проворонишь
 ее —
 на лирическом греясь боку,
 и вот —
 налетают уже на Воронеж,
 на Ленинград,
 на Москву,
 на Баку.
Но наше зло не клонится,
 не прячется впотьмах,
 и наших песен конница
 идет на полный мах.
Рифм стальные лезвия
 свистят:
 «Войне — война», —
 чтоб о нас впоследствии
 вспомнили сполна.
. . . . . . . . . . . . . . . .
 Сегодня ж — в бездействии рифмы мои,
 и ржавчиной слово затронуто,
 гляди — за рекой не смолкают бои
 чугунолитейного фронта.
Мне горько —
 без нашего ремесла,
 без нашего нужного вымысла
 республика славу
 качала, несла
 и кверху огромную вынесла.
Сегодня без лишнего слова мы
 перед лицом беды
 республикой мобилизованы
 и выстроены в ряды.
Ударим на неприятеля —
 ударим — давно пора —
 сегодня на предприятия
 ударниками пера.
Без бутафории, помпы,
 без конфетти речей,
 чтоб лозунги били, как бомбы,
 вредителей и рвачей.
Чтоб рифм голубые лезвия
 взошли надо мной, над тобой,
 Подразделенье Поэзия,
 налево
 и прямо в бой.

